Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Четыре человека пострадали при взрыве газа в жилом доме в Петрозаводске
Мир
Суд отказался отложить вынесение приговора Трампу по делу о подлоге документов
Мир
Минфин США снял ряд санкций в отношении Сирии
Мир
Конгресс утвердил победу Трампа на выборах президента США
Происшествия
В Дагестане ликвидировали пожар в инкубаторе
Общество
На 69-м году жизни скончался бард-исполнитель Вадим Мищук
Мир
СМИ сообщили о перераспределении США части военной помощи Ливану из Египта
Общество
Патриарх Кирилл призвал молиться о наступлении справедливого мира
Общество
Путин поздравил россиян с Рождеством
Армия
Рядовой Кладов обнаружил и ликвидировал FPV-дрон ВСУ
Мир
Белый дом назвал премьер-министра Канады Джастина Трюдо верным другом США
Мир
ЕК отменила встречу по газу из-за отсутствия украинской делегации
Мир
Харрис заявила о выполнении своих обязнностей после подтверждения победы Трампа
Общество
В Гидрометцентре предупредили о гололеде в Москве 7 января
Происшествия
В Карелии шесть снегоходов с людьми провалились под лед
Армия
Появились кадры отражения военными ВС РФ контратаки ВСУ в курском приграничье
Мир
Премьер-министр Канады пообещал уйти в отставку после выбора преемника
Культура
Дэми Мур получила «Золотой глобус» за роль в фильме «Субстанция»

Звонок из будущего: фестиваль Башмета завершился звуковыми сюрпризами

Гала-концерт в Большом зале консерватории объединил музыку современных композиторов нескольких поколений
0
Фото: Михаил Брацило
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Юрий Башмет сыграл вместе с гуслями и балалайками, Сергей Гармаш прочитал «Слово о полку Игореве», а со сцены прозвучали призывы к революции. Зимний фестиваль искусств в Москве завершился гала-концертом в Большом зале консерватории. Главной особенностью вечера стала программа: все произведения написаны ныне живущими композиторами и впервые прозвучали в столице. Публика приняла новаторство благожелательно, хотя и разбавила колючие созвучия мелодиями мобильников.

Самый известный альтист наших дней всегда с готовностью играл новейшую музыку и был первым исполнителем многих сочинений, которые сегодня уже классика. Пример тому — «Стикс» Гии Канчели. Станут ли столь же признанными опусы, прозвучавшие в консерватории, покажет время, но само решение Башмета посвятить ключевой концерт крупного фестиваля исключительно музыке современников уже можно считать знаковым. Тем более на сцене в этот вечер был не ансамбль или какой-то камерный состав, а два оркестра — симфонический и народный.

Такие внушительные силы потребовались для финального произведения — «Слова о полку Игореве» Александра Чайковского. Вместе со Всероссийским юношеским симфоническим оркестром и Русским народным ансамблем «Россия» имени Людмилы Зыкиной в его исполнении участвовали и два солиста: альтист Юрий Башмет и чтец Сергей Гармаш. Впервые «Слово…» прозвучало два года назад в Сочи, но декламировал там другой народный артист — Михаил Ефремов.

И впечатление было иное: в голосе Ефремова слышалась какая-то первозданная архаика, нутряная жестокость, эмоциональная оголенность. У Гармаша же получилось более интеллигентное и отстраненное повествование, сказание о «делах давно минувших дней», а не трагедия, разворачивающаяся здесь и сейчас. И на первый план выходил как раз голос альта — экспрессивный комментарий к событиям поэмы.

Показательно, что за весь вечер Башмет ни разу не встал за дирижерский пульт, хотя в последние годы в этом амплуа его можно услышать чаще, чем в альтовом. Помимо «Слова» маэстро солировал в Концерте Атсухико Гондая (Япония) и в «Иллюзии» нашего соотечественника Кузьмы Бодрова. Оба произведения позволили маэстро продемонстрировать те качества, за которые его и ценят меломаны: бархатный глубокий звук, выразительную интонацию и огромный динамический диапазон — от яркого forte, летящего над всем оркестром, до тишайших, буквально истаивающих «теней» pianissimo.

Впечатление от последнего было, однако, смазано беспардонными телефонными трелями — увы, в этот вечер подобные инциденты оказались не единичны. Можно только догадываться, что чувствовали композитор и солист, когда на последних, будто растворяющихся в бесконечности нотах Концерта звенящая тишина зала была нарушена очередным сигналом, переходящим в ропот публики. Но, впрочем, это свидетельствует о том, что в БЗК пришли далеко не только консерваторские завсегдатаи, наученные не допускать таких промахов, а куда более широкая аудитория.

Насколько же эта аудитория готова к музыкальному языку XXI века? Вопрос дискуссионный. Громкость аплодисментов не всегда свидетельствует о приятии или, наоборот, неприятии прозвучавших произведений. И всё же хочется верить, что каждого композитора, выходившего на главную сцену страны в этот вечер, зрители благодарили искренне и, например, скрябинистое звуковое море Валерия Воронова (Helios для ударных и оркестра) и заостренная, будто обожженная петроградскими морозами 1918-го оркестровая ткань «Двенадцать» Алексея Сюмака (сочинение на одноименную поэму Блока) нашли такой же отклик в сердце столичных слушателей, как и «Слово», априори более доступное для восприятия благодаря декламируемому тексту и харизме чтеца.

Пожалуй, ни одно из сочинений этого вечера нельзя назвать революционным, если, конечно, иметь в виду новаторство художественное, а не тему Октября в вокальном цикле по Блоку (рефрен «Шаг держи революционный! Близок враг неугомонный!» звучал несколько фантасмагорически перед светской публикой БЗК). Но все авторы — яркие индивидуальности. И звуковой мир каждого из них интересен сам по себе, вне какого-либо контекста. Так что можно только поблагодарить маэстро Башмета, который вот уже несколько десятилетий исследует новые музыкальные галактики и помогает заглянуть в них всем желающим.

Читайте также
Прямой эфир