Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Образ спасения: какие тайны откроет реставрация Успенского собора
2020-02-05 17:08:47">
2020-02-05 17:08:47
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Символ российской государственности Успенский собор не находится в аварийном состоянии, но нуждается в чистке фресок, устранении протечек и смене инженерных коммуникаций. Об этом «Известиям» заявила гендиректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. Главным событием второго этапа реставрации (его промежуточные результаты были обнародованы 5 февраля) она считает обнаруженные уникальные росписи, относящиеся к древнейшему периоду создания собора. Все работы должны быть завершены в 2023 году. Совместно с экспертами «Известия» выяснили, какие трудности и открытия еще ожидают реставраторов.

Живопись за иконостасом

Сейчас проходит второй этап реставрации: реставрация живописи в северной части основного пространства. А полный масштаб реставрации — от фундамента до куполов.

— Планы по работам на подвальную часть уже завершены. Мы посмотрели, что там с фундаментом, потому что подвальная часть всегда нуждается в его укреплении, — рассказала Елена Гагарина. — Смотрели, что происходит с чугунными плитами. Они так положены, что там нет никакого скрепляющего вещества. Обычно весной они поднимаются из-за того, что основание собора становится очень влажным — пол меняет свою конфигурацию…

успенский собор москва реставрация
Фото: пресс-служба Музеев Московского Кремля

Что касается обнаруженных фресок, то они, по словам Елены Гагариной, скорее всего, принадлежат мастерам круга Дионисия и никогда не подвергались реставрации. Роспись XV–XVI веков была обнаружена при демонтаже иконостаса в северо-восточном столпе. Закрыта она была еще в XIX веке.

— Мы могли только предполагать, что там есть живопись, потому что никогда не убирали эти иконы, — поделилась с «Известиями» главный художник-реставратор Анна Валуева. — Сейчас они демонтированы, и мы обнаружили, что живопись за иконами для ее возраста в прекрасном состоянии.

Теперь главная задача — максимально бережно восстановить фрески. Поэтому используются материалы, приближенные к авторским. Если употребляется штукатурка, то это казеиново-известковый раствор. Тонировки делаются не тяжелыми красками, а акварелью, которую можно в любой момент удалить. Самое главное, что ничего не дорисовывается.

— Раньше было принято дорисовать, подкрасить, «причесать». Но сейчас мы хотим видеть древность в ее исконном виде, — пояснила Анна Валуева. — Наша задача — научить публику принимать объекты истории в той сохранности, в которой они есть, тем более что в Москве не осталось памятников XV века, и Успенский собор — уникальное строение.

успенский сабор московского кремля реставрация
Фото: пресс-служба Музеев Московского Кремля

Сохранность живописи внутри здания обеспечивает необходимый микроклимат. Поддержание его — дело непростое. Хранитель Успенского собора Алексей Барков считает главной проблемой конденсат под кровлей. Всё началось, когда Александр II разрешил отапливать соборы. Николай I, обладавший более суровым характером, наложил в свое время резолюцию: «Оставить навсегда холодными», но сын к нему не прислушался. Момент, когда соборы стали теплыми, породил все трудности, с которыми реставраторы борются по сей день. Крыши не были утеплены, начались протечки.

— В этот раз мы открыли наконец тайну, почему скапливается конденсат, — рассказал Алексей Барков «Известиям». — Убрали промежуточную кровлю, которая была сделана в 1970-е годы во время реставрации к Олимпиаде, и заменяем характер утепления сводов.

Камень в порошок

Еще одна проблема, которую надо решать, — залитая вокруг собора в 1970-е годы бетонная подушка. Через бетон не проходит влага — ни та, которая в земле, ни та, что сверху. А кремлевские соборы — белокаменные. Камень же, как губка. Если внизу есть вода, ей надо выходить, но бетон этого сделать не дает. Вода всасывается и через стены собора вытекает наружу. В бетоне много солей, главных врагов белого камня. Камень это впитывает, а когда соль испаряется на поверхности, просто превращается в порошок.

Алексей Барков отметил, что в стране, по сути, только одна квалифицированная бригада реставраторов-монументалистов, причем сформировалась она еще в советское время.

собор успенский реставрация  москва
Фото: пресс-служба Музеев Московского Кремля

— Это самая ответственная, академическая и профессиональная бригада, работающая с научным подходом к делу, — уверен хранитель. — Условно говоря, можно просто прийти и помыть всё швабрами, как это происходило в те периоды, когда реставрации как науки еще не было. Как соборы готовили, например, к коронации? Пригоняли мастеров, и они щетками с пивом и квасом драили стены.

За последние 100 лет, считает Алексей Барков, сформировался грамотный подход, основанный на том, чтобы не навредить, законсервировать то, что есть, сделать вмешательство минимальным. В идеале, конечно, надо было бы закрыть собор. Тогда всё можно было бы сделать быстрее. Но практически это невозможно. Успенский собор — место притяжения туристов и паломников: здесь продолжаются богослужения.

собор успенский реставрация  москва
Фото: пресс-служба Музеев Московского Кремля

Кроме того, чтобы отреставрировать историческое здание, надо его сначала изучить. Парадокс — но знаменитый собор еще никогда не становился объектом комплексного исследования. Сейчас Музеи Московского Кремля готовят шеститомную историю монументальных росписей Успенского собора. Что же касается архитектурных и инженерных особенностей строения, то они еще ждут своего часа.

Справка «Известий»

Успенский собор был возведен в 1479 году итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти по указу великого князя Ивана III. На протяжении нескольких столетий он был государственным и религиозным центром России: здесь венчали на царство и короновали, возводили в сан митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV–XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви. После 1917 года Успенский собор превращен в музей. С 1990-го там возобновились богослужения. Последние комплексные реставрационные работы в соборе проводились в 1974–1976 годах.

Читайте также