Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Доходность по депозитам продолжает снижаться. В январе средняя ставка по вкладам в рублях топ-10 банков опустилась ниже 6%. Это психологически важная отметка для клиента, после которой он начинает искать другие возможности размещения денег. Изменения стали заметны еще в прошлом году и коснулись не только рублевых, но и валютных депозитов.

Снижение ставок по классическим банковским продуктам не должно удивлять. В прошлом году Центробанк несколько раз сокращал ключевую ставку, сейчас она составляет 6,25%. Инфляция опустилась до рекордных 3% при цели регулятора в 4%. В этих условиях смягчение денежно-кредитной политики — а уменьшаются и ставки по займам, в том числе для бизнеса, — полезно для экономики. Однако для банковских клиентов это означает более низкую доходность по привычным и безопасным вкладам. Это важно для развития финансового рынка, который оказался в переломной точке — впервые мы живем в условиях столь низких ставок.

Поведение клиентов заметно изменилось уже в прошлом году. Ставки по депозитам в валюте сейчас крайне низкие, поэтому около 20% портфеля валютных вкладов ушло на фондовый рынок. Здесь самыми популярными инструментами стали российские облигации, номинированные в иностранной валюте — достаточно надежные и достаточно доходные, чтобы дать инвестору прибыль.

В рублевом сегменте движение было несколько иным. Вклады пользуются спросом, но стали инструментом для хранения денег в течение фиксированного срока под конкретную ставку. Однако заметная часть новых средств в рублевом портфеле теперь приходит на накопительные счета — продукт сочетает доходность в 5-6% годовых и свободу распоряжения деньгами. Этого достаточно, чтобы конкурировать с вкладом.

Часть рублевых средств перешла на индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), часть в ПИФы. Но в каждом случае клиенты делали акцент на облигации компаний, ориентированных на российских рынок. Это удобные инструменты для начинающих — вложить можно 10–100 тыс. рублей и опробовать основной функционал в реальном времени через банковское приложение (такие услуги можно найти, например, в Альфа-банке, Райффайзенбанке, Тинькофф банке).

То, что происходит на финансовом рынке сейчас, очень важно для его развития. Снижение процентов по вкладам стало стимулом, который наконец-то заставил россиян обратить внимание на возможности инвестиционных инструментов. Финансовые власти не раз пытались вызвать этот интерес, но при депозитной ставке в 15% годовых фондовый рынок частному инвестору был не очень нужен. Однако важно понимать, что ценовая конкуренция далеко не единственный фактор — желания клиентов совпали с новыми возможностями банков, в том числе в сфере ИТ.

Одним из важных моментов стала лояльность кредитных организаций и доступность инвестиционных продуктов практически для любого кошелька. Для инвестиций в ПИФы достаточно 50 тыс. рублей, на ИИС — 100 тыс. рублей и даже меньше. И действительно, в 2019 году на рынке выросло число клиентов со счетами в пределах 100 тыс. рублей. С этой суммы начинают, а потом постепенно увеличивают портфель, пробуя новые инструменты.

Огромную роль в развитии финансового рынка сыграет цифровизация. Уже сейчас возможности инвестора, доступные онлайн, существенно расширились: это и обмен документами с банком, и цифровая подпись, и удаленная поддержка в нескольких каналах (не обязательно по телефону). В результате формируется новый тип клиента — это инвестор, который проводит онлайн даже крупные сделки. Степень доверия технологиям и цифровым документам уже позволяет это делать.

Все это знаковые события, которые изменят наш финансовый ландшафт. Еще год назад в России было около 2 млн частных инвесторов, а к концу 2019 года их стало почти 3,5 млн. Неплохой результат всего за один год. Но все еще мало, учитывая, что в экономике официально занято около 70 млн человек. Однако в 2020 году тенденция получит развитие: клиенты постепенно учатся диверсифицировать портфель и сочетать активные и пассивные инвестиции в рамках собственных стратегий. Задача банка в данном случае — развивать всю линейку накопительных продуктов, ориентируясь на цели клиента. Вклады и накопительные счета по-прежнему нужны, а взаимодействие гражданина с новыми инструментами должно быть таким же простым и удобным.

Автор — эксперт по премиальным банковским продуктам

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир

Загрузка...