«Она была самой современной»
Смерть Галины Волчек вызвала широкий отклик представителей самых разных профессий — режиссеров, драматургов, писателей. Столь велико было влияние Галины Борисовны на всех, кто когда-либо оказывался в ее орбите. Деятели культуры поделились с «Известиями» своими воспоминаниями о народной артистке СССР.
Олег Басилашвили, народный артист СССР:
«Ушел из жизни замечательный человек. Женщина, которая руководила театром «Современник» долгие-долгие годы. Прекрасная актриса. Я учился в Школе-студии МХАТ, как и Галина, только она оканчивала годом раньше. И я видел, как она играла в выпускном спектакле «Вечно живые», с которого потом и начался театр «Современник». У нее была роль хлеборезки Нюры — воровки, мерзавки, одетой в шикарные шубы и выделяющейся на фоне окружающей бедноты. Таких людей, как ее персонаж, миллионы, и сейчас они живут, и сейчас они пытаются диктовать нам свои правила. Вся жизнь Галины Волчек была направлена против них. Чтобы мы с вами оставались людьми, чтобы в нас с вами теплилось добро, а не зло. То, что она ушла сейчас из жизни, — это для нас большая трагедия, горе».
Валерий Фокин, худрук Александринского театра:
«Ушла Галина Борисовна Волчек. Какие тут могут быть слова? Только самые горькие, самые тяжелые. Это огромная потеря для нашего театра, и я чрезвычайно лично воспринимаю ее уход. В последнее время ушли несколько моих старших товарищей, людей, с которыми я работал и которые были рядом со мной в момент моей юности в театре «Современник». У меня в жизни было несколько учителей, и вот последний из них, мой абсолютный учитель, Галина Борисовна ушла из жизни.
Она дала мне самое важное — привила мне психологию театра, научила тем правилам и законам, которые в театральных институтах не преподают. Их можно получить только в работе, только находясь в коллективе. Галина Борисовна преподала мне самые основы поведения — не дисциплинарного, а художественного. И вся моя театральная карьера произошла благодаря этим урокам, ее вклад в мою личную биографию, как и в историю нашего театра, неоценим. Светлая память!»
Евгений Водолазкин, писатель:
«Это очень грустное известие… Галина Борисовна — человек-легенда, замечательный режиссер и актер. Ее творчество навсегда войдет в историю театра.
Знаю, что ей нравились мои тексты, и когда молодой талантливый режиссер Айдар Заббаров предложил ей поставить спектакль по моему роману «Соловьёв и Ларионов», она согласилась — сказала, что дает абсолютную свободу своим режиссерам. Галина Борисовна удивительно хорошо чувствовала современность и новые веяния в искусстве, и этим объяснялось ее доверие к молодым режиссерам, у нее всегда был вкус к новому.
Она сама присутствовала на репетициях, участвовала в постановке, давала советы. И каждый раз, когда мы с ней беседовали, я удивлялся ее огромной энергии, нетипичной для ее преклонного возраста.
В день премьеры мы беседовали в ее кабинете, прозвучал третий звонок, я сказал, что, наверное, пойду в зал. Она ответила: «Посидите ещё немножко». Потом за мной пришел кто-то из театральных сотрудников, я попросил у нее прощения и ушел с ним. И знаете, мне сейчас кажется это каким-то символическим событием. Галина Борисовна — человек, с которым мы не договорили. И она сама еще не договорила. Несмотря на то многое, что она сделала в искусстве, ей было что сказать. Огромная потеря».
Григорий Заславский, ректор ГИТИСа:
«Галина Волчек была выдающейся актрисой, в чем мог убедиться каждый, кто бывал на ее спектаклях. Как она играла Анну Андреевну в «Ревизоре» Валерия Фокина! Это была какая-то невероятная, упоительная, остроумная игра, от которой она сама получала огромное удовольствие, хотя потом не раз говорила о том, что не чувствует потребности выходить на сцену. Но главное — для публики это было огромным впечатлением.
Вместе с тем она была и выдающимся режиссером, причем, на мой взгляд, недопризнанным. Умела, как и Марк Захаров, делать спектакли на десятилетия. Редкий случай: без какого бы то ни было преувеличения ее можно назвать человеком-эпохой. Многие годы она находилась на вершине признания, общалась с президентами, миллионерами, звездами. Но при этом оставалась свободной».
Николай Коляда, драматург, худрук екатеринбургского «Коляда-Театра»:
«Я сейчас просто сижу и плачу. Господи, такой человек ушел, столько воспоминаний с ней связано! Она для меня столько всего сделала, что вы даже представить не можете. Вся моя судьба, вся жизнь сложилась именно так благодаря Галине Борисовне. Мы с ней случайно познакомились в 1989-м в туристической поездке. Стали общаться. Волчек одна из первых поставила у себя в «Современнике» мою пьесу «Мурлин Мурло». Она 27 лет шла! Это же в Книгу рекордов Гиннесса можно заносить. Это же какой нюх был у Волчек: нашла эту пьесу, выбрала. Помню, ее все ругали за эту постановку, я расстраивался из-за этого, жаловался Галине Борисовне, а она мне однажды сказала фразу, которую я с тех пор всё время повторяю своим студентам: «Серость всегда ненавидит талантливых людей, запомни, Коляда, и никогда не обращай внимания».
Она всегда меня поддерживала, любила. Москва как-то меня не принимала, а она приняла. У меня в кабинете стоит ее фотография, где Волчек написала: «Моему любимому драматургу». Когда мне бывает совсем тошно, то смотрю на нее и думаю, что раз такой великий человек тебя поддерживает, Коляда, значит не ной и не грусти. Всё будет хорошо.
На нее не только я — все равнялись. Волчек сама олицетворяла театр. Он был для нее домом. Что бы она ни делала или ни говорила, она всегда переводила беседу на «Современник». Это какая-то невиданная женщина, которая жила в театре 24 часа в сутки. Ее всё волновало, она всем занималась, всех любила. Да, могла быть жесткой. Ее боялись. Когда приезжала в театр, актеры восклицали, мол, Волчиха приехала, и по углам разбегались. Но она любила их всех. Просто понимала, что это «стадо» держать надо. Артисты же — дети: расшалятся, мало не покажется.
Мы время от времени общались, я ей звонил. Она смеялась, я тоже смеялся. В ее день рождения послал СМС с поздравлениями. Знал, что она не любила отмечать, не хотел беспокоить человека. Надеялся, что потихоньку ее отпустит болезнь и будет всё в порядке. Она очень сильная! Но вот не вышло…»
Анна Банщикова, актриса театра «Современник»:
«В душе Галина Борисовна была моложе всех артистов театра. Она была самой современной. Это человек-эпоха. До последних дней она сохранила здравый ум, чувство юмора, любовь к жизни. Но она никогда не подстраивалась под сиюминутные веяния и всегда оставалась самой собой.
Я с прошлого года работаю в театре «Современник», она поверила в меня и говорила, что ей важно, чтобы я ввелась в «Крутой маршрут». Для меня это был очень важный человек. Она знала что-то такое, чего мы не знаем».