Мягкое давление
Экспорт нужен стране, поскольку благодаря увеличению его объёмов растёт и благосостояние граждан. Но его значение для экономики шире — на экспортных производствах создаются рабочие места, развиваются инновационные технологии. Это один из инструментов «мягкой силы» по продвижению страны на мировой арене. Сегодня около тысячи товаров получили право использовать за рубежом маркировку «Сделано в России». В ближайшие годы их количество может вырасти до нескольких десятков тысяч.
Лёгкое убеждение
Продвижение отечественных товаров на зарубежных рынках важно в первую очередь, поскольку это увеличивает благосостояние граждан. Чем больше объёмы экспорта, тем больше денег получают предприятия и, соответственно, люди, отметил президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков. Кроме того, с развитием экспорта увеличиваются налоговые выплаты.
— Если страна производит продукцию, востребованную за рубежом, это значит, что её экономика развивается в нужном направлении, — сказал он.
По мнению президента Союза производителей алкогольной продукции Игоря Косарева, от развития экспорта зависит престиж страны в мире. И чем выше этот престиж, тем, в свою очередь, проще продвигать товары за границей, отметил Игорь Косарев. В таких условиях производители получают кредит доверия на мировых рынках, считает Вадим Зуйков.
Экспортные производства создают новые рабочие места, экспорт способствует привлечению в Россию инновационных технологий, подчеркнул генеральный директор РЭЦ Андрей Слепнёв. При этом вышедшие на внешние рынки компании должны конкурировать с зарубежными производителями, а значит, повышать качество своей продукции. В итоге качество повышается и на внутреннем рынке, добавил глава РЭЦ.
По словам Андрея Слепнёва, экспорт — это важный инструмент soft power («мягкой силы»). Например, зарубежные кинематографисты, которые снимают фильмы в России, показывают страну и достопримечательности иностранным зрителям, повышая тем самым её привлекательность в их глазах. К инструментам «мягкой силы» относится экспорт как услуг, так и товаров, уточнил он.
Примечательно, что экспорт приобретает в последние годы всё большее значение, отмечает преподаватель Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Галина Кузнецова. В частности, ряд рейтингов — например, «Хорошая страна» (The Good Country Index) — учитывает и оборот, и узнаваемость брендов в мире, рассказала Галина Кузнецова. В последнем The Good Country Index Россия заняла 41-е место.
Российские успехи
В начале 2000-х годов возник термин «маркетинг территорий» — страны начали активно пропагандировать свои культуру, достопримечательности и продукцию, рассказал генеральный директор исследовательского центра «Международная торговля и интеграция» (ITI) Владимир Саламатов. Для эффективного продвижения товаров за границей используется маркировка «Сделано в этой стране», отметил эксперт.
В 2016 году правительство приняло решение о продвижении бренда «Сделано в России» по всему миру. Была определена уполномоченная организация для реализации этой идеи — Российский экспортный центр, отметил Владимир Саламатов. Сейчас организация занимается пропагандой отечественных товаров за границей.
— РЭЦ информирует зарубежных потребителей о том, что продукция, сделанная в России, соответствует самым высоким требованиям, — уточнил Владимир Саламатов.
Центр контролирует и деловую репутацию компаний — соблюдение требований российского законодательства, уровень качества продукции, наличие документов, подтверждающих безопасность продукции.
По данным Владимира Саламатова, к настоящему времени уже около тысячи товаров было маркировано знаком «Сделано в России». Это продукты питания, техника и одежда. Например, по информации эксперта, в Китае продукты питания, на которых указано, что они сделаны в России, продаются на 20–30% дороже. Речь идёт, например, о сое, зерновых крупах, бакалее, шоколаде.
По прогнозам Владимира Саламатова, в ближайшие годы количество товаров, маркирующихся знаком «Сделано в России», может вырасти до нескольких десятков тысяч.
— На данный момент уже есть понимание эффективности этого бренда, как его продвигать, а у предприятий отмечается высокая заинтересованность в получении этого знака, — отметил эксперт.