Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

От российского стола

Более 90% российских компаний считают экспортную деятельность драйвером развития
0
Фото: РИА Новости/Варвара Гертье
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Экспортной деятельностью в России занимается 59% компаний, а 37% планирует, показали данные опроса, проведённого Российским экспортным центром (АО «РЭЦ»). По мнению 56% респондентов, условия для развития экспортной деятельности в стране улучшились.
О реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» знает 77% бизнес-аудитории, и 61% готов активно участвовать в его программах.

— Опрос показал нацеленность компаний на активизацию работы на внешних рынках — это самое главное, ведь мы как раз и стремимся сформировать у бизнеса правильную экспортную культуру, — сказал управляющий директор по внешним связям и коммуникациям РЭЦ Максим Филимонов.

Мировой успех

Лучших экспортёров в 2019 году, помогающих развивать российский рынок экспорта, наградили премией «Экспортёр года», учреждённой нацио­нальным проектом «Международная кооперация и экспорт».

Вручили премии 14 ноября на международном экспортном форуме «Сделано в России» в Москве.

Увеличенный масштаб

Крупнейший переработчик семян масличных культур в СНГ и Европе группа компаний «Содружество» из Калининградской области стала лучшим экспортёром в номинации «География года». За год холдинг вышел на 22 новых рынка — Греция, Египет, Индия, Италия, Катар, Конго, Португалия, Бразилия и другие страны. Холдингу принадлежит первое место среди российских импортёров в Норвегии. Из России предприятие поставляет соевые корма и компоненты для кормов, на которых растут норвежские лосось и форель.

Осваивать внешнеэкономическое поле помогает Российский экспортный центр, убеждён директор департамента торговли управляющей компании «Содружество» Сергей Соколовский.

У экспортёров, по его словам, возникают трудности, и прежде всего это нехватка специалистов, сложности в понимании требований новых рынков, отсутствие механизмов, которые защищали бы компании. Он добавил, что сейчас бизнесу начинает помогать государство.

Прогрессивное лечение

Компания «Нейрософт» из Иваново, выпускающая приборы для диагностики и лечения заболеваний нервной системы, стала обладателем премии в номинации «Прорыв года». Врачи 85 стран мира признали российский продукт.

— В 2019 году мы впервые поставили приборы в Ливию, Иорданию, Саудовскую Аравию и Доминиканскую Республику, а уже в 2020-м оборудование под маркой «Нейро­софт» отправится в клиники Сербии, Хорватии и Филиппин. Международные продажи невозможны без подтверждения качества продукции, и на данный момент у нас 115 сертификатов, — рассказали в компании «Нейрософт».

Победа технологий

С экспортом высоких технологий в 2019 году лучше всех справлялись топливная компания ТВЭЛ (категория «Крупный бизнес») и создатели сервисных роботов Promobot (категория «Малое и среднее предприятие»).

На топливе предприятия ТВЭЛ работают 76 энергоблоков атомных электростанций в 15 странах Европы и Азии, то есть каждый шестой энергетический реактор в мире, а также исследовательские реакторы ­
в восьми зарубежных странах.

— Мы расширяем географию поставок не только за счёт топливных контрактов по новым атомным энергоблокам, которые «Росатом» строит за рубежом, но и благодаря выходу на новые рынки топлива и его компонентов для реакторов зарубежного дизайна, — рассказал старший вице-президент АО «ТВЭЛ» по коммерции и международному бизнесу Олег Григорьев.

По итогам 2018 года десятилетний экспортный портфель по основной ядерной продукции вырос на 23%, до $13,3 млрд. Зарубежная выручка компании в прошлом году составила $961 млн.

Сообразительные роботы

Компания Promobot из Перми делает автономных сервисных роботов, которые трудятся в качестве администраторов, промоутеров, консультантов, гидов и консьержей, заменяя или дополняя обычных сотрудников. Пермские роботы поставляются в
36 стран мира. В 2018 году доля экспорта компании составила 65% от общей выручки — 136 млн рублей.

За два года — 2018-й и 2019-й — начался выход на высококонкурентные рынки более 25 стран, среди которых США, Оман, Кувейт, Австралия, Гана, Конго, Канада, Бразилия, Чили.

— Наши роботы лучше других распознают речь и лица, точнее работает навигация. В этом году началось производство человекоподобных роботов — Robo-с. Можем делать роботов с внешностью любого человека. Это направление только начали осваивать, но уже есть продажи, — отметил сооснователь компании Олег Кивокурцев.

Наращивать экспортный потенциал пермякам помогает также сотрудничество с РЭЦ.

— Основная помощь — это организация выставок по всему миру, что позволило существенно повысить выручку, — рассказал Олег Кивокурцев. Сумма контрактов, которые компания заключила на мероприятиях, превышает $1 млн.

Ликвидатор вирусов

В экспорте промышленной продукции значительных достижений добились компании: московская фирма «Поток Интер» (в категории «Малый бизнес») и Волжский трубный завод (в категории «Крупный бизнес»).

Секрет успеха «Поток Интер» — в уникальной технологии обеззараживания воздуха без использования вредных веществ, аналогов которой нет ни в России, ни в мире, рассказала «Известиям» гендиректор научно-производственной фирмы «Поток Интер» Ольга Белобровцева, отметив, что поэтому технологию защитили патентами на территории 110 стран.

По её словам, компания активно сотрудничает с Белоруссией, представлена в Казахстане, Узбекистане, а в Европе хорошие отношения с дилером в Венгрии, но при этом интенсивно работает с Кореей.

Российский экспортный центр, по мнению Ольги Белобровцевой, помогает консультациями по сертификации, апробации, выходу на рынки других стран.

Путешествие труб

Масштаб экспорта Волжского трубного завода впечатляет. Продукцию предприятие поставляет в 196 стран, доля экспорта — 30%, рост к прошлому году — 16%. Это одно из крупнейших трубных предприятий России.

По словам управляющего директора ВТЗ Сергея Четверикова, работая в составе Трубной металлургической компании (ТМК), предприятие имеет возможность совершенствовать технологии и соответствовать самым высоким запросам потребителей на зарубежных рынках.

Дегустация «Дяди Вани»

В агропромышленном секторе премией «Экспортёр года» отметили: производителя овощной консервации «Плодоимпорт», известного по бренду «Дядя Ваня» (Uncle Vanya) (в категории «Малое и среднее предприятие»), и группу компаний «Нижегородский масложировой комбинат» (НМЖК) (в категории «Крупный бизнес»).

Консервированные овощи и соусы от «Дяди Вани» покоряют потребителей в 20 странах, в том числе в Китае, США, Канаде, Германии, Израиле и даже в Австралии.

Сегодня доля экспорта в компании составляет чуть менее 10% от общего оборота, но это самый быстрорастущий канал продаж с 50-процентным средневзвешенным ежегодным ростом на протяжении уже трёх лет, подчеркнул директор по развитию ООО «Дядя Ваня Трейдинг» Виталий Дулиенко. Он полагает, что преимущество компании в страсти к производству только натуральной и качественной продукции.

Лакомство для китайцев

Нижегородский масложировой комбинат («НМЖК»), поставляющий продукцию в 18 стран, в прошлом году вывел на экспорт продукцию в страны СНГ, Ближнего Востока, Великобританию, Германию, Данию, Китай и США. Всего предприятие отправило более 300 тыс. т подсолнечного масла, соусов, маргарина и мыла.

Зарубежным клиентам компания предлагает готовое решение, например, поставляет продукцию собственного производства (соусы, кетчупы, майонезы и др.) для торговой марки зарубежной компании. А собственный бренд «Альпийский луг» идёт на экспорт в страны Средней Азии.

По продажам специализированных маргаринов нижегородский комбинат — лидер в России и ставит перед собой цель к 2024 году нарастить ежегодный показатель до миллиона тонн.

Продукты повезут поездами

Лидерство в сфере экспорта услуг признали за компанией АО «РЖД Логистика» (категория «Крупный бизнес») и группой компаний ITPS из Пермского края (категория «Малое и среднее предприятие»).

Оказание логистических услуг отечественным производителям, которые отправляют свою продукцию на экспорт, компанией «РЖД Логистика» считается одним из основных и перспективных. Доля экспортных услуг, оказанных компанией в 2018 году, составила 18% от общей выручки, а в денежном выражении общий объём за тот же период достиг более 8 млрд рублей.

Компания «РЖД Логистика» и Российский экспортный центр — стратегические партнёры. В сентябре этого года было подписано несколько соглашений, направленных на развитие агроэкспорта из России в Китай с помощью сервиса ускоренных контейнерных поездов «Агроэкспресс».

Запредельный ИТ-бизнес

На рынке ИТ-консалтинга, инжиниринга и системной интеграции для крупных производственных предприятий группа компаний ITPS (ООО «ИТ Профессиональные Решения») из Пермского края работает с 2004 года.

Она является одной из ведущих комплексных партнёров по цифровой трансформации на базе современных технологий.

Доля экспорта в выручке компании сейчас составляет 63%, или 872,5 млн рублей в денежном выражении. За 15 лет работы удалось реализовать более 400 проектов с выраженным бизнес-эффектом в 20 странах мира.

На ближайшие годы у ITPS планы по расширению своего присутствия в России, Узбекистане, Казахстане, ОАЭ, Ираке. В перспективе запланирован выход на высококонкурентные рынки Европы, Северной Америки и Азии.

Взаимоотношения у компании с РЭЦ только начинаются, но складываются успешно и эффективно, признался руководитель ГК ITPS Леонид Тихомиров.

— Благодаря помощи РЭЦ в 2019 году мы представляли российский ИТ-бизнес на нескольких международных мероприятиях — в Ганновере, Абу-Даби и Ташкенте. Этот блок поддержки для нас очень существен и даёт хороший результат, — отметил руководитель ГК ITPS.

Важные бонусы

Победители премии «Экспортёр года» получат дополнительную поддержку при поставках своей продукции за рубеж, сообщил Андрей Слепнёв.

Прямой эфир

Загрузка...