Контрольная уступка: «регуляторная гильотина» не затронет Центробанк
Законопроекты по реформе контрольно-надзорной деятельности — так называемой «регуляторной гильотине» — нуждаются в доработке, считают члены кабинета министров. На заседании правительства в четверг, 28 ноября, они рассмотрели проекты федеральных законов «Об обязательных требованиях в РФ» и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Реформа предполагает отмену с 2021 года всех надзорных требований к бизнесу, которые к этому моменту не будут пересмотрены и актуализированы. Доработать документы в течение ближайших месяцев должны депутаты Госдумы совместно с Минэкономразвития.
По словам председателя правительства Дмитрия Медведева, реформа поможет уменьшить административную нагрузку на предпринимателей и снизить издержки государства на проведение проверок.
Первый законопроект направлен на создание новой, более четкой и компактной системы обязательных требований. Он содержит своего рода «чек-лист», которым должны руководствоваться органы власти при разработке нормативных актов, содержащих обязательные требования. Помимо этого, документ закрепляет сам механизм «регуляторной гильотины». Все акты правительства и федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования, подлежат отмене до 1 января 2021 года.
Второй законопроект устанавливает базовые принципы государственного и муниципального контроля. Главными приоритетами в работе контролирующих органов должны стать защита жизни и здоровья людей, соблюдение их прав и законных интересов. Все предприятия будут распределены по категориям реального риска — в зависимости от тяжести и масштаба возможных негативных последствий. Также предполагается существенно оптимизировать перечень контрольных и надзорных мероприятий.
— Сегодня в нашем законодательстве действует порядка 2 млн обязательных норм и правил. Вдумайтесь: 2 млн. Это колоссальная цифра. Даже для того чтобы перечислить их, потребуется огромное время, а что уж говорить о применении, если встанет вопрос о контроле применения 2 млн нормативных правил. Многие остались еще с советских времен, как мы неоднократно подчеркивали, устарели не только морально, но и технологически, — сказал Дмитрий Медведев. — Чтобы избавиться от этого груза, поэтапно вводится механизм «регуляторной гильотины». Главная задача заключается не в том, чтобы отменить старое регулирование, а именно в том, чтобы создать новое, особенно в случаях, когда это регулирование все-таки необходимо.
В ходе заседания претензии к проектам законов высказала глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. Например, документы предполагают, что один орган не может совмещать функции регулирования и надзора, но Центробанк их совмещает, и его глава не видит необходимости это менять. Кроме того, предложенные в законопроектах механизмы противоречат международным стандартам надзора за платежными системами, в соответствии с которыми такой надзор осуществляется центральными банками без вмешательства других госорганов.
Премьер заявил, что закон о «регуляторной гильотине» может не распространяться на Центральный банк, который должен самостоятельно организовать ревизию собственных процедур.
Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов предложил рассмотреть вопрос о сокращении числа надзорных органов. Председатель правительства в ответ заметил, что для бизнеса важно, не сколько будет контролеров, а сколько бумажек и электронных запросов будет приходить гражданам. В целом глава кабмина поддержал предложение.
Сейчас, по оценке Минэкономразвития, в России существует более 220 видов государственного контроля и надзора на федеральном уровне. Плюс есть еще почти 50 видов регионального контроля и 16 — муниципального. Также в законодательстве существует 624 вида разрешительной деятельности.
С 1 января 2021 года планируется упразднить избыточные нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Требования времен СССР и РСФСР ранее также планировалось отменить с 2021 года, однако в сентябре Дмитрий Медведев подписал поручение, по которому их упразднят на год раньше. Так, около 20,5 тыс. таких актов потеряют силу уже 1 января 2020 года. После этого аппарату правительства под руководством вице-премьера Константина Чуйченко предстоит провести работу по пересмотру действующих российских норм.