На форуме «Россия зовет» первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов заявил: необходимо создать условия для бизнеса, чтобы он инвестировал в России. Желание хорошее, вот только иностранцы не спешат в к нам. Они пока не очень понимают, чем Россия может быть полезной для них. Ну а самое главное — перед приходом в какую-либо страну они смотрят на рейтинг Doing Business. Мы там на 28-м месте. Такое достижение — результат работы прежде всего правительства, ведь в 2012 году Россия занимала 120-ю строчку. Но давайте разберемся, стоит ли верить этой шкале.
Существенный прогресс у нашей страны наметился только после 2014-го. Многое удалось улучшить, а качественный прорыв произошел за счет развития электронных сервисов и документооборота в органах власти. В то же время стоит отметить справедливую критику рейтинга. Например, Казахстан всегда опережал РФ и делает это до сих пор. Хотя экономики наших стран и динамика валют похожи.
Шкалу критикуют за формализм и оторванность от реалий. Так, в рейтинге нет допущения того, что фактическое положение вещей может сильно отличаться от декларируемого. Например, по легкости подключения к инфраструктуре ведущие страны могут занимать невысокие места. Имеется в виду именно включение, когда объект уже сдан, коммуникации смонтированы, а инспектору осталось подписать акт и заключить договор.
Но шкала умалчивает о том, что за деньги можно значительно ускорить процесс. И если речь идет о коммерческом объекте, то заказчик всегда будет торопить застройщика. А если объект социальный, строится на государственные деньги или на средства иностранного инвестора, не разбирающегося в местной специфике, то застройщик будет ссылаться на местную бюрократию, что и обусловит более низкий страновой рейтинг.
Формализм при составлении шкалы позволяет на бумаге улучшить показатели, хотя по факту предприниматели не почувствуют изменений. Например, Грузия находится выше России в рейтинге, в том числе благодаря легкости подключения электричества к объектам. При этом энергосистема страны дефицитна. Подключенная к инфраструктуре организация может обнаружить, что в сети нет тока. Без резервного источника энергопитания, который всё чаще оказывается основным, бизнес не выживет. Многие предприниматели в Грузии наверняка ничего не слышали о том, что их страна находится на седьмой строчке рейтинга, потеснив Великобританию и наступая на пятки США.
В 2006 году та же Грузия занимала сотое место в списке. Что же произошло в стране за 13 лет? Из заметных изменений только снижение уровня безработицы с 18 до 12%. Инвестиционного бума сейчас не наблюдается, темпы роста экономики менее 5% (для ее размера это немного). Высокий рост в прошлом обусловлен послевоенным восстановлением. Индекс предпринимательской уверенности колеблется между 20 и 40%. Отчего же в стране с невероятно высоким рейтингом легкости ведения бизнеса до сих пор огромная безработица, а предприниматели испытывают пессимизм?
Не учитываются и новые вызовы. Сейчас бизнес намного больше стал заботить финансовый контроль, налоговое администрирование. Регулирование финансовых вопросов стало жестче. В России 4 млн компаний и примерно столько же индивидуальных предпринимателей. С такой проблемой, как блокировка счета по формальным основаниям, столкнулись более 750 тыс. А эта мера парализует бизнес. Доля россиян, которые не хотят открывать свое дело, выросла до 55%. Для сравнения: в США две трети населения не прочь открыть собственный бизнес.
Итак, претензии к рейтингу по поводу того, что именно легкость ведения бизнеса в отдельных странах он отражает плохо, пожалуй, справедливы. При помощи этой шкалы можно попытаться доказать, что открыть и вести бизнес в Норвегии проще, чем в Южной Африке, но это косвенно можно оценить и через другие показатели. Легкость получения разрешения на строительство и доступ к электрическим сетям еще не означает, что открыть и вести бизнес там проще, чем в стране, где эти процедуры занимают много времени.
Можно по-разному относиться к различным измерителям бизнес-среды. Критики всегда находят в них больше недостатков, чем достоинств. В целом надо понимать, что чем грубее усреднение, тем дальше оценка от картины в конкретном месте и тем больше критики. Но и совсем без рейтингов обойтись нельзя.
Улучшит ли Россия свое место в шкале? На прошлом опыте и примере Грузии мы видим, что это возможно. Совершенствование процессов госуправления, цифровизация дают свои результаты. Грузия, кстати, тоже поднялась не на пустом месте. В период работы предыдущего правительства в стране находились иностранные бизнес-консультанты. Так что, несмотря на формализованный подход, полностью «дутым» назвать рейтинг нельзя. Цели догнать и перегнать соседей у нас нет, но отставание в таких сферах, как налоговое администрирование, от ведущих стран сохраняется, а работа по этому направлению приведет и к повышению рейтинга. Главное, чтобы после попадания в топ-30 правительство не останавливалось на достигнутом.
Автор — финансовый аналитик
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции