Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ РФ направили обращения гендиректору ЮНЕСКО о замалчивании преступлений Киева
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 150 военных на курском направлении
Экономика
Госдума утвердила федеральный бюджет на 2025-2027 годы
Мир
Ковальчук заявил об обязанности Запада платить РФ за поглощающие углекислый газ леса
Авто
В России произошло 315 ДТП за минувшие сутки
Армия
Российские войска освободили населенный пункт Дальнее в ДНР
Происшествия
В Чебоксарах подросток ходил с ножом по школе и угрожал окружающим
Наука и техника
Алиханов сообщил о планах провести полеты импортозамещенного МС-21 весной
Мир
В США заявили о неспособности ракет ATACMS обеспечить Киеву победу
Мир
Молдавские правоохранители начали обыски в доме замглавы Гагаузии
Политика
Путин по телефону обсудил с премьером Ирака ситуацию на Ближнем Востоке
Общество
Синоптик спрогнозировал пятибалльный шторм в Москве 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Авто
Самозанятых таксистов могут освободить от медосмотров
Авто
Автомобили Exlantix получат систему управления со смартфона
Мир
Глава ЕК фон дер Ляйен спасла жизнь человеку на борту самолета
Происшествия
В Горловке в результате обстрела ВСУ пострадали 12 жителей, включая главу района
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

17 ноября в Чехии отмечается государственный праздник — день борьбы за свободу и демократию. Памятная дата связана сразу с двумя знаковыми событиями в истории бывшей Чехословакии. 17 ноября 1939 года немецкие оккупанты без суда и следствия казнили в Праге девятерых активистов студенческого движения. В память о мужестве и самопожертвовании молодых антифашистов эта дата во многих странах мира стала днем международной солидарности студентов. Современное восприятие второго судьбоносного исторического свершения далеко не столь однозначно: даже спустя 30 лет после ознаменовавших «бархатную революцию» массовых выступлений чехословацкой молодежи 17 ноября 1989 года в странах-осколках некогда единого государства по-прежнему сожалеют о ее последствиях.

И речь идет не только о психологически объяснимой ностальгии по молодости, когда, как известно, и трава зеленее, и солнце ярче. Похоже, что граждане бывшей Чехословакии за прошедшие годы мучительно переоценили поспешный и опрометчивый отказ от социалистических завоеваний. Так, согласно социологическим данным, 42,6% словаков убеждены, что в прежней общественно-политической системе жилось лучше, чем в условиях капитализма. И только 32,1% придерживаются противоположного мнения.

Сакральные жертвы

Но в конце 80-х годов прошлого века в этой бывшей стране социалистического блока царили совсем иные настроения. В Братиславе, многие жители которой теперь жалеют о произошедшем, 25 марта 1988 года прозападные диссиденты и католическая церковь вывели людей с зажженными свечами на первую антикоммунистическую протестную демонстрацию со времен «пражской весны». Уже в январе 1989 года манифестации приобретают массовый характер. Они становятся технологическим продолжением событий 20-летней давности: демонстранты выходят на улицы в «юбилей» самосожжения студента Яна Палаха, протестовавшего против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию.

В брошюре Дина Шарпа «198 методов ненасильственных действий», обязательной к изучению для каждого уважающего себя организатора «цветных революций», такой самоубийственный вид протестной активности значится под номером 158 (self-exposure to the elements). Пожалуй, это самая яркая, но далеко не единственная деструктивная технология, которую внимательный исследователь может заметить в событиях второго издания «пражской весны».

Демонстрация на площади Венцеслас в Праге. 27 ноября 1989 года

Демонстрация на площади Венцеслас в Праге. 27 ноября 1989 года

Фото: Global Look Press/Jaroslav Hejzlar

Узловым элементом разогрева антиправительственных выступлений в Чехословакии стал вброшенный через радиостанцию «Свободная Европа» слух о том, что в результате разгона демонстрации 17 ноября полицией якобы убит студент Мартин Шмид. Сегодня «жертва» коммунистического режима жива, здорова и даже охотно общается с журналистами. Однако в 1989 году фейковое сообщение западного СМИ стало детонатором взрыва общественного возмущения: преимущественно студенческие антикоммунистические акции массово поддержала и творческая интеллигенция, и рабочие. По сути, вся страна.

27 ноября в Чехословакии проходит общенациональная забастовка с требованием отмены конституционного положения о «руководящей и направляющей» роли Компартии, что и было всего через два дня сделано парламентом.

Шествие в 30-ю годовщину «Бархатной революции» в Праге. 17 ноября 2019 года

Шествие в 30-ю годовщину «бархатной революции» в Праге. 17 ноября 2019 года

Фото: REUTERS/David W Cerny

Четыре десятилетия выстраиваемая вокруг Коммунистической партии система управления стремительно рассыпалась на части. Руководящие посты в меняющейся до неузнаваемости стране стали занимать прозападные активисты, объединенные на идеологической платформе «Хартии 77». На сайте фонда Сороса в материале, посвященном падению Берлинской стены, результаты работы этой диссидентской группы «восточноевропейских интеллектуалов» упоминаются с особой гордостью.

Сегодня ясно как божий день, что «ненасильственный» демонтаж общественно-политических систем стран Варшавского договора проходил при самом деятельном участии западных спецслужб, СМИ, НКО. И при полном попустительстве тогдашнего советского руководства, которое само на тот момент находилось в глубочайшем кризисе и морально-психологическом тупике.

Есть у протеста начало

Вполне объяснимо, почему в конце 1980-х чехословацкая молодежь, с энтузиазмом и упоением подставляя свое наивное лицо «ветру перемен», испытывала сходные с эйфорией чувства. Это «объективная» внепространственно-вневременная специфика романтического студенчества — молодые сердца всегда будут требовать перемен.

Женщина с флагом Чехии во время шествия в 30-ю годовщину «Бархатной революции»
Фото: REUTERS/David W Cerny

«Сегодня эйфории в Чехии больше не испытывает никто», —вынуждена констатировать даже «еврооптимистическая» Deutsche Welle. И это тоже понятно. Упоенное забвение быстротечно. Ему на смену чаще всего, как показывает историческая практика последних лет, приходит жесткое разочарование. Потому что радикальные перемены далеко не обязательно бывают к лучшему. А всё чаще — совсем наоборот.

В эти дни чехи снова массово выходят на улицы. Как и 30 лет назад. На этот раз они протестуют против коррупции в правительстве долларового миллиардера Андрея Бабиша. Правда, полиция теперь и не думает их разгонять, позволяя свободно манифестировать оппозиционную точку зрения. Судя по общественным настроениям, это, пожалуй, одно из немногих завоеваний нового строя. А потому как-то сам собой неумолимо и в полный рост встает вопрос: а всё-таки стоила ли та «бархатная» игра зажженных революционных свеч?

Читайте также
Прямой эфир