Мелодия надежды: Александра Пахмутова отметила юбилей на сцене
«Музыка Александры Пахмутовой. Слова Николая Добронравова...». И сразу становится понятно — сейчас зазвучит замечательная, проникающая в сердца и души песня. У великого дуэта таких более 400. Лишь малая их часть была представлена на концерте в честь 90-летия Александры Николаевны в Большом театре. Но и этого хватило, чтобы в очередной раз убедиться: Пахмутова и Добронравов — явление уникальное и на все времена.
Поздравить именинницу и ее супруга приехал Владимир Путин, сообщивший, что подписал указ о награждении Александры Пахмутовой орденом Андрея Первозванного.
— Хочу вас поблагодарить за всё, что вы сделали для нашей страны и для нашего народа. Это никакое не преувеличение: многие поколения наших граждан по жизни идут с Вашей музыкой, — отметил президент, встав у рояля и обращаясь к Александре Николаевне, сидевшей за инструментом. — Такое впечатление, что вы своими талантливыми, теплыми руками прямо в душу к человеку забираетесь, заглядываете туда и берете оттуда самое главное. Что самое главное? Любовь. Любовь к Отечеству, к Родине, любовь к близкому человеку, к семье, к детям, любовь к профессии, к делу, которому человек служит. Поэтому это так трогает людей, музыка завораживает своим безупречным рисунком, своей глубиной и теплотой.
В ответ композитор пожелала главе государства здоровья, «чтобы получалось всё доброе, высокое, хорошее, что Вы хотели бы сделать для нашей страны». К слову, сама Александра Николаевна в течение всего концерта не сходила со сцены и лично аккомпанировала исполнителям во всех песенных номерах.
От мала до велика
В этот вечер возраст исполнителей вообще был не важен. На сцене Большого театра молодость соседствовала с опытом. Выступали и совсем юные артисты, лауреаты конкурса детских дарований «Синяя птица», который патронирует Пахмутова, и признанные мэтры нашей эстрады. Александр Градский вспомнил «Как молоды мы были». Тамара Гвердцители спела о неувядаемой «Нежности». Олег Газманов заверил, что «Трус не играет в хоккей». А вот Николай Басков поднял серьезную патриотическую тему — во время исполнения песни «Поклонимся великим тем годам» зал встал.
Маститых исполнителей поддержали молодые коллеги. Экзамен они держали сложный. Например, 22-летнему баритону Николаю Землянских досталась «Мелодия», одна из самых исповедальных песен Пахмутовой и Добронравова. Они подарили ее Тамаре Синявской и Муслиму Магомаеву в сложный для этой пары период, но фактически песня о них, композиторе и поэте: «Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей...»
Свою лепту в юбилейную панораму внесли и представители актерского цеха. Александр Петров проникновенно прочитал стихи Николая Добронравова «Ополченье» в сопровождении «Прелюдии памяти подольских курсантов». Сергей Безруков подтвердил готовность «песню, что задумали, до конца допеть». Пахмутова любит актерское исполнение («Там не нужен большой голос. Личность драматического актера — именно она обещает открытие», — говорила она «Известиям»), а актеры любят Пахмутову.
— Когда я еще был юн, а Александра Николаевна была начинающим композитором, с самых первых же песен я полюбил ее творчество — патриотическое, очень русское, которое так резонирует с нашей душой, — признался «Известиям» народный артист СССР Василий Лановой. — Мне сложно выбрать что-то самое любимое — все ее песни любимые. Я не певец, но люблю музыку и с удовольствием пою в узком кругу, в том числе и песни Александры Николаевны.
А Дмитрий Харатьян рассказал газете, что именно с песни Пахмутовой началась его творческая судьба.
— Я впервые вышел на сцену в пионерском лагере «Орленок» и спел как солист «Звездопад» Пахмутовой и Добронравова, — поделился актер.
Безусловным рекордсменом концертного марафона стал Лев Лещенко — «Левушка», как нежно называет певца Александра Николаевна. На долю народного артиста пришлось пять прекрасных песен, в том числе «До свиданья, Москва», под которую плакали олимпийские «Лужники» в июле 1980-го, и финальная «Надежда» — ее по традиции вместе с солистом пел зал.
— Эта песня — одна из самых удачных, и для меня, и для Николая Николаевича, — рассказывала «Известиям» Александра Пахмутова. — Написана она довольно давно, в 1974 году, но ее по сей день исполняют, что нам очень приятно. У нее счастливая судьба — ее и в космосе пели, и на концертах она часто звучит. Ей подпевают в зале, поют в компаниях, она стала почти народной. Не со всеми даже хорошими песнями это случается...
Песня изначально родилась как мужская, но потом ее запели женщины, и все находили в «Надежде» что-то личное. Анне Герман, по словам Александры Николаевны, она напоминала о друзьях-геологах. Для Пахмутовой и Добронравова, написавшего десятки «профессиональных» песен, каждая профессия обладала романтическим ореолом, была важна и нужна. Однако космонавтика среди этих призваний занимает особое место. Записи песен Пахмутовой космонавты брали собой на орбиту и пели, возвращаясь домой.
Большие голоса
Ностальгическую «Знаете, каким он парнем был», посвященную Юрию Гагарину, в зале слушала космонавт Валентина Терешкова, вышедшая затем на сцену поздравить именинницу. А исполнил песню оперный солист Василий Ладюк.
— 20 лет назад я учился в Академии хорового искусства. Репертуар у нас был в основном очень классический. Но мне очень хотелось петь песни Александры Пахмутовой. И однажды руководитель детского хора Виктор Сергеевич Попов позвал меня пойти с ним в гости к любимому композитору. Александра Николаевна тут же села за рояль и сказала: «Васенька, а давайте мы с вами попробуем спеть «Знаете, каким он парнем был». Мы попробовали, и с тех пор я во всех концертах пою эту песню, — поделился с «Известиями» Василий Ладюк.
Сама Александра Николаевна отзывается о работе с Ладюком исключительно комплиментарно.
«Василий Ладюк — невероятно одаренный великий певец», — Пахмутова не скупится на похвалы. Композитор призналась, что вообще любит, когда ее песни поют оперные артисты, в том числе нового поколения.
— Мне очень интересно работать с участниками молодежной программы Большого театра. Но им это тоже полезно. Только так кажется, что если человек поет оперную партию, спеть песню ему ничего не стоит. Там свои сложности. Например, дикция. В песне все слова должны быть слышны, — отметила Александра Николаевна.
Впрочем, артистов юбилейного вечера, даже из мира академического вокала, проблемы с дикцией не коснулись. Ладюк был не единственной оперной звездой на этом концерте. Специально ради участия в вечере на один день из-за рубежа прилетела Анна Нетребко. Вместе с детским хором, оркестром под управлением Михаила Плетнева и самой Александрой Николаевной за фортепиано дива исполнила «Беловежскую пущу», которую разучила только что.
Достигнув 90-летия, Пахмутова и Добронравов не живут славным прошлым. Они постоянно в работе, иначе не могут. Готовясь к юбилейному концерту, Александра Николаевна сама писала оркестровые партитуры. Зная о трудоголизме Пахмутовой, мало кто сомневался, что на концерте будут премьеры, и они прозвучали. Танцовщик Сергей Полунин и балерина Екатерина Шипулина в сопровождении оркестра Большого театра представили фрагменты из новых балетов. В начале 1970-х на этой сцене шел пахмутовский балет «Озаренность». Возможно, и свежие опусы — «Дубровский» и «Русалочка» — заинтересуют главный театр страны.
Классика и классик
Отдельной темой юбилея стала инструментальная музыка. Были здесь и фантазия «Птица-тройка» для фортепиано и оркестра (солист — Денис Мацуев), и парафраз из фильма «Три тополя на Плющихе», исполненный Мацуевым в компании с юными пианистами Иваном Бессоновым и Елисеем Мысиным... Жалеет ли Пахмутова о том, что ее симфонические опусы известны куда меньше песен? Судя по всему, да.
— Сделала меньше, чем хотелось бы, — признавалась она «Известиям». — Сочетать два очень разных жанра просто невозможно. Сейчас работа в песне, к сожалению, это шоу. Вокруг масса шума — разговоры, пресс-конференции, поездки, фестивали... Работа в симфонических жанрах требует сосредоточенности. Да и не звучит у нас сейчас симфоническая музыка. По радио не услышишь не только Шостаковича или Прокофьева, но и Чайковского. А это боги, что же о нас говорить?
На это можно возразить пушкинским: «Ты, Моцарт, бог, но сам того не знаешь». Зато о музыкальном даре Пахмутовой не устают говорить коллеги, в том числе из мира академической музыки.
— Можно взять любую мелодию Пахмутовой и обнаружить, что Александра Николаевна использует приемы развития, которые свойственны самой высокой классической музыке, — делился с «Известиями» Михаил Плетнев, чередовавший на концерте дирижерский пульт с Юрием Башметом. — Она знает, где какую гармонию поставить, как привести мелодию к нужной точке. В оркестровке вроде бы и простые находки, но единственно верные. В каждой песне необыкновенная изюминка, о которой хочется говорить отдельно...
А председатель правления Союза композиторов России Рашид Калимуллин признался газете, что во время службы в армии в оркестре особенно часто исполнял «И вновь продолжается бой», и это всем помогало справляться с тяготами службы.
— Музыка Александры Пахмутовой укрепляла дух и армии, и всех советских людей. Да и саму Александру Николаевну я никогда не видел пригорюнившей, смурной... Я познакомился с ней, еще когда возглавлял Союз композиторов Татарстана, и она как была тогда, так и остается по сей день активной и радостной, — рассказал Рашид Калимуллин.
Пахмутова — давно уже классик. Но ее с Добронравовым песни по-прежнему хочется слушать и петь. И так, вероятно, будет еще долгие годы. Секрет их успеха прост: искренность, доброта, предназначенность всем и каждому. Плюс высочайшее музыкально-поэтическое качество и молодая энергетика. Строчку из своей знаменитой песни «Главное, ребята, сердцем не стареть» супруги сделали жизненным девизом и неукоснительно ему следуют. Впереди у дуэта еще одна большая дата — 65 лет совместной творческой деятельности. Для них это гарантия новых сочинений, а для нас, слушателей, возможность еще признаться им в любви.