В минувшие выходные в столичном парке «Сокольники» прошла очередная автомобильная выставка Drift Expo 2019, которая вновь объединила под одной крышей профессиональных спортсменов, тюнинг-ателье, любителей и поклонников дрифта. «Известия» побывали на мероприятии и составили небольшой справочник основных понятий и терминов этой автомобильной культуры
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
Дрифт — сравнительно молодой вид автоспорта, который долгое время находился в тени нелегальных уличных гонок. Однако, легализовавшись, он стал популярен не только среди любителей, но и в среде профессиональных пилотов. Всё это стало возможным благодаря тому, что в нем оцениваются не только спортивная составляющая и время, но еще и зрелищность, эффектность, а также эмоции болельщиков
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
Вообще дрифт — это управляемый занос, когда намеренное вызывание превышения автомобилем пределов сцепления покрышек с дорогой («перегазовка») проявляется в боковом скольжении («валить боком», «давать угла»)
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
Родоначальником официальных соревнований по дрифту принято считать Кунимицу Такахаси, который, будучи пилотом японской гоночной серии JTCC (Japanese Touring Car Championship), сделал дрифт (прохождение на большой скорости поворотов трассы в заносе) своей отличительной чертой. Вторым автогонщиком, стараниям которого сообщество автомобилистов обязано появлению официальной дрифт-серии D-1 Grand Prix и, как следствие, старту легальных дрифт-заездов, стал Кейити Цутия — пилот японской «Формулы-3», японского турингового чемпионата, гонок NASCAR и даже Ле-Мана
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
Как и у любого вида спорта, в дрифте есть свои терминология, техники и правила проведения соревнований. В спортивном дрифте заезды бывают двух типов: одиночные и парные. Победителя, как правило, определяют по результатам серии заездов. В одиночных заездах гонщик получает определенное количество очков за скорость, траекторию, угол заноса и зрелищность заезда. В парных соревнованиях, где один пилот должен максимально точно повторить траекторию движения другого, победу одерживает тот «преследователь», который смог проявить себя с лучшей стороны
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
На сегодняшний день соревнования по дрифту признаны даже Международной ассоциацией автоспорта (FIA), которая учредила отдельную квалификацию — Drifting Cup (Кубок по дрифту). Кроме того, по всему миру регулярно проводятся национальные и международные чемпионаты по дрифтингу. Самой знаменитой является японская гоночная серия D1 Grand Prix. Но не менее известны американская Formula D в США, NZ Drift Series в Новой Зеландии, европейские чемпионаты Nordic Drifting Series и EEDC, Red Bull Drifting Championship. Национальные серии теперь есть и в России — Russian drift series (RDS)
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
В ходе соревнований судьи принимают во внимание несколько параметров, вынося общий рейтинговый балл. 1) Скорость. Здесь учитывается общее время прохождения трассы или ее участков. 2) Траектория. Существует заданная траектория движения по треку, обозначенная контрольными точками. В заезде водителю требуется проехать максимально близко к ним (в идеале по ним). 3) Угол заноса. Это, пожалуй, самое главное в спортивном дрифте. Судьи оценивают его величину относительно конкретного участка трека. 4) Зрелищность. Красивый дрифт является неизменным спутником турниров. Шоу-фактор, эмоции и реакция болельщиков, эффектность прохождения трека и даже количество дыма имеют значение
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
Автомобиль, построенный для дрифта, называют «корч». Классический дрифт-корч — это всегда заднеприводная мощная машина с механической коробкой передач. Классическими дрифтовыми авто принято считать заднеприводные японские автомобили, в частности такие модели, как Nissan 240SX, Toyota Chaser, Nissan 180SX, Nissan Laurel, Mazda RX-7(RX-8), Toyota AE86 и некоторые другие
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
Главным классическим дрифт-каром стал тойотовский кузов АЕ86. «Хатироку» дословно переводится как «восемь-шесть», обычно используется для обозначения модели AE86, 1984-1987 Toyota Corolla GTS, в которой устанавливались двигатель DOHC 4-AG и задний привод с дифференциалом повышенного трения. Главными преимуществами 86-й Toyota стали малый вес, невысокая стоимость и простота конструкции
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
Однако наиболее распространенным корчем стала «Сильвия» — японская версия модели Nissan 200SX/240SX, которая своей популярностью обязана изначальной предрасположенности к заносу и боковому скольжению, а также высокой доступности тюнинга. Чаще всего для дрифта используются автомобили с двигателем SR20DET, турбонаддувом и промежуточным охладителем
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
В России энтузиасты приспособили для дрифта некоторые модели отечественного автопрома, в частности «классику» «АвтоВАЗа» и «Иж»
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
Кстати, европейские любители «дать угла» стали основоположниками отдельной категории — трамп-дрифта (Tramp Drift). Название придумали в Великобритании, где из-за отсутствия лишних денег на «боевой дрифтмобиль» энтузиасты покупали старенькие BMW (e30, e28), Volvo (340, 740), Ford (Sierra, Escort MK I и MK II) и их немного доделывали, чтобы «дрифтить» в свое удовольствие. Со временем это превратилось в большое движение со своими взглядами на дрифтинг. Кстати, на базе BMW и Volvo также в итоге появились вполне конкурентоспособные дрифт-кары
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
Точкой отсчета отечественного профессионального дрифта можно считать 2007 год. Тогда в России прошли показательные выступления «Формулы дрифт» на ежегодном шоу Japfest. Уже спустя год в России состоялся первый профессиональный чемпионат по дрифту
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
«Российская Дрифт Серия» (RDS) с 2010 года проводит официальные автоспортивные соревнования под эгидой Российской автомобильной федерации (РАФ). RDS, в свою очередь, делится на четыре полноценные региональные серии: RDS-Запад, RDS-Восток, RDS-Урал и RDS-Сибирь, разведенные по различным регионам страны
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
У правильного дрифта есть множество техник, при этом во время прохождения трассы пилоту приходится использовать их все. Есть техники для прямых участков вроде Manji (водитель раскачивает машину от одной стороны дороги до другой) или Choku-Dori — маятникового скольжения
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
Есть приемы, созданные специально для мощных авто, как, например, power over drift. Для входа в занос пилот выворачивает руль в сторону, куда должен повернуть автомобиль, и до упора выжимает педаль газа. При этом благодаря мощному мотору задние колеса теряют сцепление с дорожным покрытием и машина уходит в занос
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
Другой разновидностью дрифта с резким торможением является breaking drift (дрифт торможением), когда пилоту необходимо выжать педаль тормоза во время вхождения в поворот и затем полностью отпустить по достижении точки «апекс» (наивысшей точки поворота)
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
Также дрифтеры для прохождения трассы используют ручной тормоз. Такая техника называется hand breaking drift. Эта техника считается наиболее простой. В ней для потери сцепления задней оси с дорожным покрытием пилот использует ручной тормоз, помогая себе пройти поворот, постоянно подруливая и «играя» с педалью газа
На весь экран
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Ольденбургская
Однако в среде профессиональных пилотов дрифт-серии популярен прием yorin drift — скольжение со срывом всех колес, когда резкое нажатие на тормоз при прохождении поворота приводит к тому, что все четыре колеса срываются в занос