Остров перемен: что известно о новом президенте Кубы
Впервые с 1976 года на Кубе появился президент. Им стал Мигель Диас-Канель, который ранее занимал пост председателя Госсовета и Совета министров. Он — первый человек не из семьи Кастро, который возглавил Остров свободы с момента коммунистической революции. Должность была учреждена после появления новой конституции по итогам референдума в феврале этого года. Она предусматривает появление таких еще мало известных кубинцам понятий, как частная собственность и свободный рынок. При этом если во внутренней жизни страны это является колоссальным изменением, то на внешний курс вряд ли повлияет, уверены эксперты.
«День и ночь»
57-летний Мигель Диас-Канель в апреле 2018 года заменил на посту главы государства 86-летнего Рауля Кастро, младшего брата одного из известнейших революционеров XX века, Фиделя Кастро.
Кастро-младший еще в 2000-х начал череду реформ по улучшению жизни в стране. Что касается внешней политики, то наиболее важное событие произошло в отношениях Острова и США. Они при Кастро сняли часть санкций и восстановили с республикой дипломатические отношения. Причем тогдашний глава Белого дома Барак Обама в 2016 году стал первым американским президентом, посетившим Кубу.
Диас-Канель начинал свою политическую карьеру первым секретарем Компартии в провинции Вилья-Клара. Он был известен всему региону из-за своего неформального внешнего вида: носил длинные волосы, надевал джинсы, хотя по сути занимал должность главы региона. А на работу он добирался на велосипеде.
Его друзья описывают новоиспеченного президента как «импульсивного, агрессивного, смелого и безрассудного человека», но в то же время как «настоящего друга». Как рассказывает один из его приятелей, кубинский диссидент и журналист Гильермо Фаринья, отношения испортились после того, как юный коммунист поддержал исключение из института своих друзей из-за их интереса к трудам Зигмунда Фрейда.
Несмотря на публичную закрытость, он известен по своим очень жестким методам работы. Так, например, Диас-Канель получил прозвище День и Ночь. Все сослуживцы боялись его неожиданных проверок.
Курс на перемены
На пост президента страны формально претендовали 17 кандидатов. Однако у них не было шансов. Так, за Мигеля Диаса-Канеля проголосовали 579 из 605 депутатов.
«Революция — это не борьба за настоящее, революция — это борьба за будущее. Родина, на которой, мы думаем, построено общество справедливое и достойное, является родиной завтрашнего дня», — заявил Диас-Канель во время своей инаугурационной речи.
Он пообещал, что будет стремиться к повышению уровня эффективности работы правительства, а также отметил, что приоритетами его политики останутся экономика и оборона страны.
Должность президента Кубы учреждена новой конституцией страны, которая была принята по итогам референдума, проведенного в феврале этого года. Ее поддержали более 73% граждан. Документ признал право кубинцев на частную собственность и свободный рынок, а также внес изменения в структуру власти.
Так, с 1976 года и до принятия нового основного закона страны главой государства был председатель Государственного совета. Теперь это будет президент. В соответствии с новой конституцией Диас-Канель продолжит занимать пост лидера государства в течение следующих пяти лет, а затем имеет право избраться на второй срок.
Помимо кандидатуры на пост президента, 10 октября депутаты также голосовали по претендентам на другие новые и важные позиции. Так, на должность вице-президента Кубы был избран Сальвадор Вальдес Меса, который ранее был первым заместителем Диас-Канеля в Госсовете.
В свою очередь, пост руководителя Национальной ассамблеи и Госсовета Кубы вместо ушедшего Диас-Канеля занял Эстебан Ласо Эрнандес, в прошлом спикер парламента страны.
Наш союзник
Тем не менее, несмотря на происходящие изменения, внешнеполитический курс Кубы вряд ли изменится и сотрудничество между Островом свободы и Россией будет развиваться и крепнуть, рассказал «Известиям» профессор МГИМО Борис Мартынов. Эксперт напомнил, что между двумя странами регулярно происходят контакты на высоком уровне.
Так, в начале октября премьер-министр России Дмитрий Медведев посетил Кубу с официальным визитом, в ходе которого он встретился с Мигелем Диас-Канелем, а также с первым секретарем ЦК Коммунистической партии страны Раулем Кастро. По итогам встречи был подписан ряд соглашений, крупнейшее из которых — соглашение Союза железных дорог Кубы с АО РЖД о десятилетней программе восстановления кубинской железнодорожной инфраструктуры стоимостью €1,88 млрд.
В свою очередь, Диас-Канель заявил, что планирует в октябре прилететь в Москву и встретиться с президентом России Владимиром Путиным. В прошлый раз лидеры двух стран встречались в ноябре 2018 года.
— Куба останется нашей союзницей, коей она и была до сих пор, — убежден Борис Мартынов.
Эксперт также уверен, что Остров свободы, проводя внутриэкономические реформы, будет всё больше сближаться с другими странами региона и укреплять свою латиноамериканскую идентичность. Стоит ожидать еще более тесного сотрудничества Кубы с Венесуэлой и Боливией.
В то же время республика не станет главным партнером США, сказал «Известиям» директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец. По его мнению, кубинцы готовы к поддержанию нормальных отношений с США, а вот у последних заинтересованность в этом поубавилась.
— Действия в этом направлении должны предпринимать не кубинцы, а американцы, — заявил эксперт.
Виктор Хейфец напомнил «Известиям», что американский президент Дональд Трамп фактически свернул политику нормализации отношений между США и Кубой, которая проводилась его предшественником Бараком Обамой. В частности, отменен ряд ранее достигнутых соглашений, вновь введены ограничения в области туризма и в сфере денежных переводов. Более того, США так и не отменили торгово-экономическое эмбарго в отношении Кубы.
В целом эксперты сходятся во мнении, что достаточно автономная и независимая политика Кубы в будущем такой и останется. Эта латиноамериканская страна, которая отстаивает самостоятельные позиции на международной арене и выступает за полицентричный мир и укрепление международно-правовых начал политики. Кубинцы готовы развивать отношения и сотрудничество со всеми при условии, что это не будет ущемлять их национальный суверенитет.