Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Финский политик призвал осудить атаку террористов на резиденцию Путина
Общество
Психолог призвал не пытаться «переиграть» мошенников
Мир
Постпред РФ назвал молчание ООН после атаки на резиденцию Путина поддержкой террора
Общество
Силы ПВО уничтожили пятый летевший на Москву беспилотник
Общество
Жители Раменского остались без света из-за аварии
Политика
Захарова призвала «горячие головы» отказаться от эскалации вокруг Ирана
Спорт
Хоккеисты ЦСКА во второй раз в сезоне обыграли московское «Динамо»
Мир
В Великобритании пропавшая пять лет назад кошка нашлась перед Рождеством
Общество
Дмитриев присоединился к акции «Елка желаний»
Общество
Аэропорт Внуково принимает и отправляет рейсы по согласованию из‑за ограничений
Здоровье
Хирург призвал чередовать каждый бокал алкоголя со стаканом воды
Мир
Зеленский заболел после визита в США
Общество
МВД предложило эксперимент по организованному набору иностранных специалистов
Мир
Иллюзионист Шуроле назвал Эмиля Кио мостом между эпохами
Происшествия
В Белгородской области в результате атаки ВСУ погибли два мирных жителя
Общество
Мошенники начали использовать тему поиска работы для хищения денег
Мир
Премьер Польши Туск заявил о готовности США разместить войска на Украине
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В своей новой книге филолог Вячеслав Курицын выступает не как сочинитель-беллетрист или литературный критик, а скорее как фольклорист, хотя на первый взгляд главный концептуальный прием «Истории мира» прямого отношения к устному народному творчеству не имеет. Автор несколько лет собирал в специальную папочку привлекшие его внимание спортивные новости преимущественно за 2015–2018 годы (изредка попадаются и более старого урожая), а потом выложил из них книжку, похожую на альбомчик с наклеенными газетными вырезками, разрисованными разноцветными фломастерами, со смешными, а иногда даже и умными приписками от руки и искрометными заголовками, вступающими с содержанием новости в своеобразный диалог. Альбомчик с интересом полистала критик Лидия Маслова — специально для «Известий».

Вячеслав Курицын

История мира в пяти кольцах

Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2019. — 246 с.

Многие новости из мира спорта, опубликованные на вполне официальных и авторитетных ресурсах, трудно квалифицировать как-то иначе, чем фольклор, — настолько сказочный и былинный характер они носят. Взять, допустим, сообщения, связанные с распространенными у суеверных игроков оккультными практиками, с помощью которых они надеются выклянчить у высших сил победу: окунают клюшки в писсуар, приносят в жертву барашков, трогают друг друга за наиболее удавшиеся части тела, а иногда даже заводят шамана в качестве штатной единицы (см. заметку «Не указано, с бубном ли» про сборную по прыжкам в воду).

Но и другие околоспортивные новости, представляющие интерес скорее для фининспектора, обозревателя светской хроники или отдела преступности, похожи порой на либретто народной оперы в частушках, которое осталось лишь переложить на балалаечную музыку: «Во время матча Евро-2016 между сборными Франции и Албании был арестован 18-летний француз албанского происхождения. Болельщик пронес на территорию фан-зоны файер, который спрятал в заднем проходе и случайно воспламенил, травмировав себя и еще двух человек, сообщает The Sun».

Драгоценные жемчужины из своей копилки Курицын преподносит не в натуральном виде, а в элегантной неброской оправе, в почти незаметной аранжировке: вставит там-сям неожиданный эпитет, поменяет глагол, вклеит невзначай обстоятельство места — и вроде заметка заискрилась неожиданными красками. Такой подход, не то чтобы искажающий или перевирающий информацию, но слегка набрасывающий на нее полупрозрачное «покрывало Майи» с целью разнообразить монотонную работу, повеселить себя и пацанов, знаком каждому сотруднику СМИ, кто хоть раз выполнял обязанности так называемого новостника (человеку неискушенному в медиабизнесе, впервые воспринимающему это слово на слух, может показаться, что это «навозник» с неправильным ударением, но нет).

В некоторых фрагментах Курицын понарошку влезает в шкуру бедолаги-новостника, чья задача — унавоживать ленту сообщениями, которые в мертвый сезон, в отсутствие настоящих, горячих, первополосных breaking news вынужденно носят сюрреалистический оттенок: «Марокканский боксер Хассан Саада арестован полицией в Рио-де-Жанейро за попытку изнасилования двух официанток в олимпийской деревне, сообщает The Independent. Боксер, выступающий в весовой категории до 81 кг, должен был отворить свой путь к олимпийскому пьедесталу поединком 1/16 финала с турком Мехмедом Надиром Уналом. Из-за ареста марокканец пропустит Олимпиаду».

И вот сидишь так, ставишь абсурдные, не несущие никакой полезной информации новости, одну, другую, третью, потом заскучал, вспомнил методом сложных или, наоборот, самых прямых ассоциаций что-то из своей биографии, закручинился, что факты твоей частной жизни гораздо интересней, чем похождения каких-то одноклеточных спортсменов, но сколько получают они, а сколько ты... (В книге повод для аналогичных философских размышлений дает заметка «Клюшка о двух концах» о том, что сложнее — рабочему с зарплатой в 15 тыс. представить зарплату хоккеиста в 110 000 000, или наоборот.)

Однако новостник при исполнении служебных обязанностей ставить личные новости в официальное СМИ по понятным причинам постесняется, а писатель Курицын может дать волю памяти, хотя и периодически бьет себя по рукам.

В одном из фрагментов писатель откровенно признается в набирающей с возрастом обороты привычке разговаривать вслух с самим собой, а на письме занимается этим регулярно, но, несмотря на ремарки, — мол, это тут вообще ни при чем, а это пустые рассуждения в жанре болтовни, — спортивная новость то и дело незаметно перетекает в подробный мемуар, в размышления о том, куда катится мир, или в литературоведческую микролекцию.

Например, печальная информация о застреленной самке ягуара, которая опрометчиво повела себя во время бразильской олимпийской эстафеты, наводит извилистый курицынский ум на параллели между судьбой животного и героини герценовского сочинения «Кто виноват?»

Автор «Истории мира в пяти кольцах» не только «болельщик-релятивист» (то есть болеющий не за конкретных людей и команды, а за красоту процесса), но и сам человек играющий, вовлекающий в свои игры читателя интерактивной «книжки-игрушки». Например, предлагает найти в интернете дивной красоты флаги хоумлендов Намибии, полюбоваться им и поставить галочку в специально выделенном для этой цели квадратике. Или вдруг ни с того ни с сего публикует список отгадок каких-то загадок, как было заведено в советской развлекательной прессе, и ты пялишься в этот ребус, ничего не соображая, только отмечая два раза подряд повторяющийся ответ «умереть».

А страниц через 40 подтягиваются и сами загадки, так что приходится пролистывать обратно, чтобы сопоставить вопросы и ответы (вторых оказывается зачем-то на один больше), узнать значение немецкой идиомы «Увидеть редиску снизу», а заодно снова зацепиться взглядом за полюбившиеся фрагменты книги, принадлежащей к тем user friendly сочинениям, которые можно читать с любого места, — хорошо идет прямым, естественным путем, но если вдруг захочется прочесть задом наперед, тоже норм.

Читайте также
Прямой эфир