Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«План Б»

Политтехнолог Дмитрий Фетисов — о том, что показали результаты единого дня голосования
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Итогов единого дня голосования – 2019 ждали практически все субъекты российской политической системы. После ряда неудач на выборах прошлого года Кремлю было важно понять реакцию общества на непопулярные, но необходимые реформы вроде пенсионной и мусорной. Парламентская оппозиция пыталась получить ответ на вопрос, может ли она расширить свое представительство в региональных органах власти, не предпринимая для этого активных действий. В свою очередь, несистемная оппозиция, проведя акции протеста в Москве, должна была получить ответ об эффективности такой тактики.

Окончательные результаты выборов, конечно, еще не определены, но, по предварительным данным голосования, уже понятно, что в целом политическая обстановка в стране не претерпела значительных изменений. Итоги губернаторских выборов и выборов в законодательные собрания регионов можно считать успешными для кандидатов от «Единой России» и самовыдвиженцев, поддержанных Кремлем. За исключением отдельных регионов, где — как, например, в Хабаровском крае — серьезно усилила свои позиции ЛДПР.

Протестный электорат до выборов просто не дошел. Об этом свидетельствует и явка. Она в основном осталась неизменной по сравнению с аналогичными выборами в тех же регионах несколько лет назад. Да, где-то показатели существенно выросли, как, например, в Ставропольском крае. Где-то, как в Калмыкии, серьезно снизились. Но в сумме результат тот же.

ЕДГ-2019 был интересен участникам политической системы и наблюдателям и еще по одной причине. Политическая повестка всё больше зависит от приближающихся выборов в Государственную думу в 2021 году. И именно этот день должен был дать ответы на ряд важных вопросов: увеличивать ли количество одномандатных округов на выборах в Госдуму и в каком направлении стоит развиваться «Единой России».

Однозначных ответов ввиду не самой высокой явки пока не найдено, но вектор обозначен. Необходимости менять систему распределения мандатов на парламентских выборах нет, а у «Единой России» есть определенное будущее. В Кремле, очевидно, рассчитывают, что реализуемые национальные проекты дадут ощутимые результаты на местах. Стратегия здравая и верная, но требует этих ощутимых результатов уже в ближайшем будущем: голосование 2020 года станет последней возможностью протестировать политическую систему перед большими парламентскими выборами. И президент не просто так транслирует органам власти, что позитивные изменения люди на местах должны увидеть как можно быстрее.

Выборы 8 сентября показали и другое. А именно — необходимость кардинальных изменений внутри действующих политических партий, а то и создания новых. Если голосование в 2018-м подарило КПРФ и ЛДПР дополнительное количество губернаторских кресел, то ЕДГ-2019 показал, что градус протеста через выборы спал. Ни КПРФ, ни ЛДПР, ни «Справедливая Россия» не смогли существенно расширить свое представительство. Успехи ЛДПР в Хабаровском крае — это всё-таки исключение, подтверждающее общую тенденцию.

Не смогла привлечь этот электорат и несистемная оппозиция. Если ее сторонники в Москве и Санкт-Петербурге готовы выходить на акции протеста, в том числе незаконные, то голосовать за кандидатов от несистемной оппозиции или поддерживаемых ею они не хотят и не собираются.

Хорошо, если стратегия Кремля по нацпроектам будет реализована и власть одержит убедительную победу на выборах в Государственную думу в 2021-м. Но неплохо было бы иметь и «план Б» на случай, если в ряде регионов местные власти не справятся с реализацией нацпроектов, жизнь людей не улучшится и они будут вынуждены искать все возможные формы для того, чтобы обозначить свой протест. И таким «планом Б» могла бы стать либо трансформация уже существующих партий парламентской оппозиции, с которыми можно найти общий язык и приемлемые формы сотрудничества, либо создание новых политических сил, которые будут отстаивать интересы той части общества, которая проигнорировала выборы. Ведь от оппозиции в государстве никто никогда не призывал отказываться. Главное, чтобы она была готова к конструктивному диалогу с властью, а не выходила на незаконные акции протеста. И именно такой вывод напрашивается из итогов ЕДГ-2019.

Автор — российский политтехнолог

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир