Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Мир
СМИ сообщили о переносе Эрдоганом запланированного на 9 мая визита в США
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Он ушел тихо, как и положено человеку, славу которому принесли роли солдат — хоть настоящих, из плоти и крови, хоть вымышленных, из стали и пластика. О смерти Рутгера Хауэра стало известно лишь в день его похорон, умер же он 19 июля в возрасте 75 лет — по современным меркам, разве что начало старости. Но странно представить себе немощным стариком Роя Бэтти, столь человечного в своей безжалостности космодесантника-репликанта, или бессердечного и едва ли не бессмертного маньяка Джона Райдера, Попутчика из одноименного фильма. Впрочем, Хауэр наверняка справился бы и с подкинутой жизнью ролью мудрого пенсионера — ему под силу были практически любые роли. «Известия» вспоминают о замечательном голландском актере.

Рутгер Хауэр 1986

Рутгер Хауэр, 1986 год

Фото: Getty Images/Ron Galella

Он родился в Нидерландах в самый разгар Второй мировой, 23 января 1944 года. Родители были людьми театральными (отец преподавал актерское мастерство, а мать вела курсы драматургии), так что неудивительно, что уже в 11 лет он появился на сцене, в маленькой роли — зато сразу в «Аяксе» великого Софокла. Впрочем, нельзя сказать, чтобы актерское ремесло влекло его с самой юности — в 15 лет Рутгер убежал из дома и нанялся юнгой на сухогруз, где провел год, драя палубы и проходя «школу жизни» в духе Джозефа Конрада, разве что с минимумом тропической экзотики, зато с полным комплектом морской суровой романтики. Вернувшись на берег, работал в автомастерской (оттуда пошла на всю жизнь любовь ко всему самобеглому и умение с ним управляться — рискованные трюки в «Попутчике» Хауэр выполнял без дублера). И, наконец, в 1962-м он вернулся к делу, которое было уготовано ему судьбой, поступив в театральную школу в Базеле.

В кино он дебютировал относительно поздно, на третьем десятке, причем сцены с его участием из первого фильма, куда его пригласили, «Мсье Гавардена» (1968) режиссера Гарри Кюмеля, вообще не попали в окончательную версию. Последовала почти пятилетняя пауза, и уже в 1973 году Хауэр появился на экране в главной роли — в «Турецких наслаждениях» Пола Верховена, режиссера, сотрудничество с которым сделало актера звездой европейского масштаба. Дальше были «Китти-вертихвостка» и «Солдат королевы», после которого на блондина с характерной внешностью обратили внимание и в Голливуде.

В Америке Хауэра ждала роль в фильме, провалившемся при первом выходе в прокат, о чем сегодня мало кто помнит, потому что фильм этот назывался «Бегущий по лезвию бритвы» и вот уже несколько десятилетий входит в золотой фонд кинофантастики. Роль персонажа второго плана, но ставшего для поклонников картин Ридли Скотта едва ли не главным героем мрачной саги по книге Филипа Дика. Его Рой Бэтти — безжалостный убийца, мечта которого — стать настоящим человеком. Хауэру удалось наполнить образ нечеловека, искусственного существа гуманизмом самого высокого свойства — финальный монолог Бэтти, наверно, одна из лучших сцен в истории фантастического кино вообще. Увы, роль стала для Хауэра и своего рода проклятием — его стали наперебой звать на роли «людей-машин», маньяков-убийц и тому подобных антигероев. Впрочем, ему каким-то чудесным образом удавалось справляться с самыми безнадежными сценариями — даже снимаясь в абсолютно дикой вампуке, вроде «Солдата Апокалипсиса» (1996) знатного халтурщика Альберта Пьюна, Хауэр, кажется, оставался единственным человеком в кадре, который выкладывается на все сто.

Рутгер Хауэр в роли репликанта Роя Батти в фильме "Бегущий по лезвию"

Рутгер Хауэр в роли репликанта Роя Бэтти в фильме «Бегущий по лезвию»

Фото: Getty Images/Warner Bros.

Вспоминая Хауэра, нельзя забывать, что лучшие роли в его карьере — пусть, возможно, и не столь известные широкой публике — состоялись вовсе не в фантастических эпосах. Собственно, уже в «Солдате королевы» он играл персонажа глубоко трагичного в своем нежелании идти на компромисс с совестью и теряющего друзей ради спасения страны. Сыграл он — и прекрасно сыграл — и реального советского лейтенанта Печерского в телевизионном «Побеге из Собибора» (1987). Здесь дарование Хауэра раскрылось со всей силой: его Александр Печерский — Человек и Солдат с большой буквы, выведенный за рамки идеологии борец с абсолютным злом нацизма.

Но самая, пожалуй, удивительная актерская работа Хауэра — главная роль в получившей «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля «Легенде о святом пропойце» (1988) по одноименному роману австрийского писателя Йозефа Рота. Бродяга Андреас, униженный, спившийся, жалкий, вдруг обретает смысл в жизни — только чтобы умереть на финишной прямой. Тем, кто привык к Хауэру-герою (или антигерою, не важно), стоит обязательно посмотреть этот фильм Эрманно Ольми, каким-то необъяснимым образом прочувствовавшего, что именно рослый голландский красавец сумеет справиться с непростым персонажем.

Кадр из фильма «Легенде о святом пропойце»

Кадр из фильма «Легенда о святом пропойце»

Фото: Aura Film

Сам Рутгер Хауэр вел жизнь размеренную и практически «незвездную» — без бурных романов и прочего антуража для желтой прессы. Со своей второй женой, Инеке, он прожил полвека в мире и согласии. Так же тихо и «незвездно» он и ушел. Впрочем, на самом деле так уходят только настоящие, неподдельные звезды.

Прямой эфир