Герои Гергиева: лауреатов конкурса Чайковского ждет Карнеги-холл
Гигантским гала-концертом и присуждением Гран-при завершился XVI Международный конкурс Чайковского. Обладателем высшей награды состязания стал пианист Александр Канторов, представляющий Францию. 22-летний триумфатор — потомок российских эмигрантов. Его отец — Жан-Жак Канторов — известный в Европе скрипач и дирижер. Сын обучается в частной консерватории Ecole Normale de musique de Paris в классе выпускницы Московской консерватории Рены Шерешевской. Не слишком уверенно начав выступление в Москве, он набирал от тура к туру и на финальный оркестровый этап вышел не только с юношеским задором, но и с джентльменским набором: Вторым концертом Чайковского и Вторым концертом Брамса. Кстати, до Александра Канторова еще никто не выигрывал конкурс со Вторым концертом Петра Ильича. Ранее победители предпочитали более популярный Первый.
Обладатель Гран-при был объявлен в воскресенье около двух часов ночи. До этого в Мариинском театре – 2 шел казавшийся бесконечным гала-концерт лауреатов и дипломантов. Аналогичное московское мероприятие, прошедшее накануне, оказалось существенно короче. Однако в своей вотчине глава конкурса Валерий Гергиев решил ни в чем себе не отказывать. Начав в половине десятого вечера (до этого дирижировал «Тангейзером»), включил в программу 27 произведений в исполнении понравившихся ему конкурсантов. В том числе и тех, кто по каким-то причинам не был по достоинству отмечен профильными жюри. Публика, до отказа заполнившая Мариинку-2, стоически выдержала испытание. Многие знали, что художественное чутье Валерия Абисаловича подводит редко: если ему кто-то приглянулся, значит, у музыканта есть шанс сказать свое слово в искусстве.
— Для победителей и для тех, кто очень громко заявил о себе, — это начало большого пути. Я буду сопровождать музыкантов и дальше, заботиться, чтобы их творческая судьба сложилась интересно, — пообещал маэстро в беседе с «Известиями». — По всему миру — начиная от Южной Кореи, Японии, Китая и далее в Европе и в Северной Америке — мы подготовили серию концертов для лауреатов. Начнем с Карнеги-холл.
Самым востребованным на этом конкурсе оказалось состязание пианистов. По данным организаторов, в интернете его смотрело 13 млн человек, и у каждого были свои фавориты. С учетом этого обстоятельства присуждение Гран-при мастеру клавиш выглядит оправданным — любим тех, кого знаем.
Самым дискуссионным стало распределение мест у вокалистов-мужчин. Если у женщин победа меццо-сопрано Марии Бараковой (Россия) удивления не вызвала — певица уверенно прошла все туры, то первое место грека Александроса Ставракакиса — из разряда неожиданностей. Возможно, члены жюри коллективно любят Вагнера и божественные длинноты — в финале греческий бас спел нескончаемую арию Вотана из «Валькирии».
Самыми предсказуемыми оказались результаты соревнования скрипачей и виолончелистов. Испытанный конкурсный боец Сергей Догадин (Россия, скрипка) победил по совокупности заслуг. Златомир Фанг (США, виолончель) действительно превзошел соперников в мастерстве и артистизме.
Ну а самыми приятными для организаторов наверняка стали итоги соревнования исполнителей на духовых инструментах, дебютировавших на конкурсе.
— Духовые придали особый шарм состязанию, — поделился с «Известиями» директор Музея Глинки, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах Михаил Брызгалов. — Если приживутся эти конкурсные номинации — сделаем большое дело. Важное не только для страны, но и для мировой музыки. Потому что духовики какое-то время считались вымирающей профессией.
Первый блин не оказался комом — была публика, были заслуженные победители: Матвей Демин (флейта, Россия), Юн Женг (валторна, Китай), Алексей Лобиков (тромбон, Россия). А обладатель второй премии Федор Шагов доказал, что туба, имеющая репутацию тяжеловесной и неповоротливой, может быть полноценным концертным инструментом.