Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Викторию Толстоганову раздражает сентиментальность, к мужу на съемочной площадке она относится только как к партнеру, а фильм, что совершается внутри ее, гораздо важнее, чем тот, который кто-то может снять. Об этом и многом другом актриса рассказала «Известиям» во время кинофестиваля «Кинотавр», где стала обладательницей приза за лучшую женскую роль в картине «Выше неба» (в прокате с 27 июня).

— Вас наградили за роль чрезмерно заботливой матери, готовой на всё, лишь бы дочь подольше нуждалась в ее опеке. Ваша дочь Варвара почти ровесница экранной дочери, которую сыграла Таисия Вилкова. Это помогало или мешало?

— Варваре сейчас 13 лет, она еще даже не вступила в пубертатный период. А героине Таисии уже почти восемнадцать.

— Да, но ведет она себя так, как будто ей тринадцать.

— Это уже заслуга «мамы», то есть меня. Вообще я всегда абстрагируюсь от реальной жизни, и никакие мои личные истории не помогают мне играть. Не вижу в героине Таисии свою дочь, а если вдруг начну переносить свои отношения из жизни на экран, то сразу разучусь играть, придется заново входить в образ. Может, работает сам факт того, что я — мама, что это у меня в крови, что я знаю, как обращаться с дочерью. Но Таисия очень отличается от Варвары, отношения с настоящими детьми у меня складываются совсем иначе.

— Вы с режиссером Оксаной Карас выбирали какие-то референсы для своей героини?

— Специально нет, но когда я прочла сценарий, то сразу вспомнила картину «Колесо чудес» Вуди Аллена, где Кейт Уинслет играет свою героиню по-настоящему круто. Мне показалось, что эти две женщины чем-то похожи. У моей героини тоже огромный внутренний конфликт с возрастом, с собой, она не чувствует себя любимой. Я бы не стала называть это прямым референсом, но Оксане я об этом рассказала.

— Ваш образ чем-то напоминает матерей из хичковских фильмов, поначалу они воспринимаются как добрые и милые, а потом оказываются опасными.

— Она не столько опасная, сколько жалкая, я думаю. Слабая, хотя старается всё контролировать. Ей удавалось манипулировать всей семьей до поры, она довольно смело решилась на вранье, которое отравляет жизнь дочери. Но всё это не от злого расчета: она просто не знает, что делать, как спасти семью и быть любимой. Возможно, ее дочь спустя какое-то время станет точно такой же женщиной.

— Кроме всего прочего, ваша героиня болезненно ревнива, а муж, которого играет ваш супруг Алексей Агранович, равнодушно предоставляет ей для этого поводы. Нет ли каких-то актерских суеверий насчет того, чтобы реальные муж и жена играли супружескую пару? Есть легенда, что отношения Николь Кидман и Тома Круза дали трещину после совместных съемок в картине «С широко закрытыми глазами».

Суеверий нет. А для меня на площадке никаких родственных отношений не существует. В тот момент Алексей был просто партнер, и если бы на его месте был любой другой, я играла бы точно так же. Одно условие: партнер должен быть хороший. Когда плохой, то и я играю плохо. А муж он, брат или кто угодно еще, мне всё равно. Алексей был утвержден чуть позже меня, и если бы его не взяли, я всё равно бы сыграла, потому что очень хотела эту роль.

— У вас с Алексеем есть откровенная сцена, и это всё равно как пускать чужих людей в личную жизнь. Не думали отказаться от нее?

Ни один зритель, который смотрел на Кидман и Круза у Кубрика, не воспринимал их как мужа и жену. И в случае с фильмом «Выше неба» будет то же. Если фильм получился достойный, то будут смотреть именно его. Нет никакой связи между родственными отношениями и игрой в кино. Неужели, видя жену Бергмана в его картинах, люди думают о том, почему он ее всё время снимал? А тут сцена, которая на самом деле не имеет никакого отношения к сексу, вызывает такое повышенное внимание.

— Вам часто приходится играть героинь, которые далеки от положительных в привычном смысле слова. Осуждаете их?

— В картине «Выше неба» я свою героиню полностью оправдываю и пытаюсь любить. Прекрасно понимаю, что некоторые ее качества в жизни могут вызывать раздражение, злость, жалость. Но она живой человек, и это как раз в ней очень ценно. Нельзя про нее сказать однозначно, плохая она или хорошая, поэтому мне было интересно ее играть.

— В кино или в театре у вас были героини, которых вы так и не смогли принять, ненавидели, например?

— Не могу такого припомнить. Бывает беспредельно скучно, потому что я зачем-то согласилась на плохой сценарий. Но такое редко случалось.

— Одна из ваших любимых книг — «Волшебная гора» Томаса Манна. Чтение больших романов помогает в работе? У режиссеров часто возникает комплекс неполноценности перед литературой.

— Даже в большей степени у сценаристов, я бы сказала. Мне — помогает, никакого комплекса не испытываю, только эйфорию. Романы — это как раз мой формат, рассказы мне читать сложно, даже если они прекрасные. Между фильмом и книгой я всегда выберу книгу.

Сейчас, например, читаю «Отдел» Алексея Сальникова — очень жесткая вещь, и вот книга лежит у меня в номере, а я на каждом фестивальном фильме только и думаю, как бы поскорее к ней вернуться. Сейчас Кирилл Серебренников, как вы знаете, экранизирует другой роман Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». А у «Волшебной горы» я экранизаций не помню…

— Есть картина немецкого режиссера Ганса В. Гайссендёрфера 1982 года.

— Жаль, не смотрела. Но вообще в романе описан просто невероятный мир. Когда читаешь про этот туберкулезный диспансер на той самой горе, фильм сам рождается в голове, я всех этих героев вижу словно наяву. Вижу все номера с пациентами, их столовую, медицинские помещения. Чувствую холод, который описывает Томас Манн. Этот фильм, который совершается внутри меня, гораздо важнее, чем то, что кто-то может снять.

Я, пожалуй, строгий зритель, мне кино должно понравиться полностью, не могу отмечать какие-то положительные черты, чтобы оправдать фильм. Хорошего кино мало, причем не только в России, во всем мире. Но зато если ты смотришь его, любые комплексы сразу уходят. Мне часто помогает мысль о том, что ответственна за то, каким получился фильм, не я, а все-таки режиссер.

— К книгам вы также требовательны? Например, после «Волшебной горы» люди сразу бросаются читать другие романы Манна и вскоре бросают.

— Я еще читала в юности «Иосиф и его братья», не бросила. А «Гору» я прочла лет шесть-семь назад и была сражена. Но даже там, хотя я совсем не литературный критик, я нашла то, что меня как-то охладило. Это сцена во втором томе, где Ганс Касторп заблудился в метели. Там возникает романтизм, который мне не очень близок. Даже какая-то сентиментальность, которая, видимо, была важна для Манна. Но тут я стараюсь держаться, говорю себе: так, сейчас мы выберемся из этой метели и заживем дальше. Когда я с Гансом заходила в номера к умирающим от туберкулеза, ощущала себя представителем желтой прессы, потому что это был не только акт сочувствия или милосердия.

— Да, скорее любопытство. А вы свое любопытство формализируете, например, в записях для работы?

— Иногда так и делаю. Однажды режиссер попросила меня вести подробнейшие дневниковые записи и присылать ей. Мне это доставило огромное удовольствие, потому что только так я понимала, как много я обычно пропускаю, не вижу, забываю. А мне очень нравятся подробности, пожалуй, это вообще самое прекрасное и в жизни, и в кинематографе. После института я в театре Станиславского играла в пьесе «Зойкина квартира» и почему-то мне попался фильм «Фрэнсис» с Джессикой Лэнг.

Я посмотрела его раз 280 и скопировала Лэнг всю, во всех деталях, и фактически сыграла ее в спектакле. Целиком, вплоть до малейшего движения губ. Конечно, никому и в голову не пришло сравнивать меня с ней, это была моя личная актерская кухня, никто ничего не заметил. Более того, я уверена, что если бы я всем об этом рассказала, они бы сказали, что никакого сходства нет. Оно было не внешнее, я просто поймала что-то изнутри и играла именно это…

Справка «Известий»

Виктория Толстоганова окончила ГИТИС (курс Иосифа Хейфица) в 1996 году. Работала в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского. Сыграла около 70 ролей в кино и на ТВ, в том числе в картинах «Голодед», «Магнитные бури», «Утомленные солнцем 2», «Движение вверх», «Гроза», сериалах «Палач» и «Пьяная фирма». Лауреат премии правительства Российской Федерации 2005 года в области культуры.

Прямой эфир