Коллективный Харви: «Современник» высказался на тему харассмента
Нежное чудовище и понимающая красавица. Сексуальные домогательства и предприимчивые несовершеннолетние. Спектакль «Нэнси» по пьесе Ивана Вырыпаева в «Современнике» поставил сам автор в содружестве с Никитой Владимировым. «Известия» оценили высказывание знаменитого театра на тему гендерных отношений.
У нового музыкального спектакля «Современника» есть два безусловных достоинства — темп и краткость. За 1 час 20 минут создатели «Нэнси» успевают рассказать целую историю о харассменте и предъявить несколько точек зрения на эту волнующую художественное сообщество проблему. Хотя драматург и режиссер Иван Вырыпаев, анонсируя постановку, неприятное слово не употребляет, а пишет, что спектакль «прежде всего о возможности сострадания не только к тем, кого мы любим, но главное — о способности сострадать тем, кто нас обижает или кто, с общепринятой точки зрения, является «плохим» человеком».
Результатом подобного подхода стала версия «Красавицы и чудовища» или «Аленького цветочка» (кому что нравится). Правда, без ласкающего глаз сказочного антуража. Основной посыл сценографа Юрия Милютина — хлесткость и агрессивность. В ход идут дым, геометрические проекции, контрастные цвета, кислотные пиджаки, нацеленные на зал софиты — и соответствующие по энергетике высказывания.
В функции Чудовища выступает персонаж по имени Джонатан (Илья Лыков). Верзила с громовым голосом — собирательный образ деятелей искусства, обвиненных в сексуальных домогательствах, этакий коллективный Харви Вайнштейн. Красавицу у Вырыпаева зовут Нэнси (Полина Пахомова), она начинающая актриса, получившая от Джонатана предложение обсудить будущую роль у него в апартаментах и неожиданно для себя, да и для собеседника, открывшая в нем нежную и ранимую душу. Хрупкая Нэнси воркует, брутальный Джонатан рычит — так, не ослабляя контраста, они добираются до финальной идиллии.
Параллельно развивается история Кэтти (Наталья Ушакова) и Томми (Семен Шомин). Она — несовершеннолетняя щучка, он — попавший в ее сети добродушный увалень. Как честный человек, Томми должен жениться, и это почти достоевские страдания. В общем, в отношении полов далеко не всё однозначно — харассмент женский ничуть не благороднее мужского.
Помимо этой темы, зрительской завлекалочкой может служить жанр спектакля, обозначенный в программке как «stand-up про мюзикл». С точки зрения пиара идея объединить популярные жанры — замечательная. Две зрительские любви в одном флаконе — чего еще желать? Но, увы, это именно пиар. Поющие, танцующие и говорящие актеры есть, а вот stand-up'а на сцене немного. Да, имеется ведущий (Игорь Царегородцев), периодически возникающий с пояснениями, но ни мало-мальской импровизации, ни интерактива, за что, собственно, и любят мастеров этого жанра, не предусмотрено.
Публика чинно внимает действию, отваживаясь на похлопывания в особо ритмичных музыкальных местах. Даже подпеть в лирических эпизодах не получается: композитор Андрей Самсонов почему-то стесняется проявить свой мелодический дар. В движение тоже особо не тянет. Конфигурация притопов и прихлопов (хореограф — Наталья Шурганова) большей частью вспомогательная — не стоять же актерам истуканами.
А вот с литературной основой всё в полном порядке. Виртуозная игра со штампами, клише и стереотипами оболваненного массового сознания отлично ложится на слух, да и актеры произносят текст с нескрываемым энтузиазмом. Так что если отвлечься от премьерных посулов stand-up'а с мюзиклом и воспринимать спектакль как читку с музыкой и пластикой, удовольствие гарантировано.