Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Москвичи получат новый вид транспорта

Город привлекает частных инвесторов, чтобы решить транспортные задачи на северо-западе столицы и не только
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

До конца года станет известен инвестор, который реализует концессионный проект по строительству канатной дороги между станциями метро «Речной вокзал» и «Сходненская». Этот небанальный вид транспорта был выбран, чтобы помочь горожанам перебираться через Химкинское водохранилище самым коротким, а значит, и быстрым путем.

Потребность в транспортной связи между районами, разделенными естественной водной преградой, действительно существует. Сейчас путь от «Речного вокзала» до «Сходненской» занимает около 45 минут. Автомобильный маршрут между районами проходит через одну из самых востребованных трасс города – Ленинградское шоссе. Но самое главное – прямой путь между двумя пунктами пролегает через Химкинское водохранилище. По канатной дороге горожане «перелетят» водоем всего за 7 минут.

- Основное преимущество канатных дорог – экологичность, так как у данного вида транспорта отсутствуют вредные выбросы в атмосферу, – рассказывает Александр Прохоров, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы, который курирует этот проект. – Кроме того, такие системы занимают меньше земли, не требуют масштабного освобождения территорий, позволяют сохранить зеленые насаждения, они практически бесшумны.

Для горожан и туристов

Канатные дороги в качестве общественного транспорта используются в 35 странах мира, в том числе в Сингапуре, Великобритании, США, Колумбии, Японии, Португалии, Бразилии. Например, канатная дорога в Лондоне построена к летним Олимпийским играм 2012 года. Объем перевозок по ней – более 1,8 млн пассажиров в год, протяженность – 1100 м. В боливийском городе Ла-Пас действует самая протяженная канатная дорога в мире, которая служит в качестве общественного транспорта: ее длина составляет 30 км. Дорога соединяет Ла-Пас с соседним городком Эль-Альто. Время в пути между населенными пунктами сокращается с полутора часов до 25 минут.

Протяженность московской канатной дороги над Химкинским водохранилищем составит 2,3 км. Несомненным плюсом для горожан станет полная интеграция новой «канатки» в транспортную систему столицы: проезд можно будет оплачивать картой «Тройка», тариф не будет превышать 55 рублей.

В Москве уже запущена одна пассажирская канатная дорога, которая связывает стадион «Лужники» со смотровой площадкой на Воробьевых горах. Ее протяженность – 740 м, все оборудование швейцарского производства, разработкой кабин занималась компания Porsche Design. Эта «канатка» функционирует исключительно в туристических целях.

Новая канатная дорога также может стать точкой притяжения туристов. Тариф на разовую экскурсионную поездку установит инвестор по согласованию с городом – он может превышать 275 рублей (сопоставимо с тарифом, действующим на первой «канатке»).

Без бюджетных трат

Особенность проекта по строительству канатной дороги над Химкинским водохранилищем в том, что реализован он будет по принципу государственно-частного партнерства (ГЧП) в форме концессии. Она подразумевает вложение средств частного инвестора в создание публичной инфраструктуры с последующим правом ее использования. В результате сотрудничества город получит современный эффективный объект в свою собственность, а бизнес – доходы от его эксплуатации в течение определенного соглашением срока.

- Как правило, риски проекта государственно-частного партнерства носят индивидуальный характер и распределяются между сторонами на подготовительной стадии проекта, – поясняет Александр Прохоров. – В проекте по созданию канатной дороги все строительные (риск несоблюдения сроков строительства, риск увеличения стоимости), технические (риск несоответствия объекта заданным технико-экономическим показателям), коммерческие (риск спроса) и финансовые (валютные риски или недоступность финансовых средств) риски принимаются частной стороной.

На сегодняшний день в столице уже реализуется крупная транспортная концессия – это строительство Северного дублера Кутузовского проспекта. Шестиполосная дорога протяженностью 10 км пройдет от делового центра «Сити» до МКАД. Срок концессии составит 40 лет, в течении которых инвестор будет взимать плату за проезд по дороге, размер которой ограничит город.

Что касается концессии по созданию канатной дороги между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал», то объем инвестиций в проект составит порядка 3,16 млрд рублей. Город не будет принимать никакого участия в финансировании проекта. Концессионное соглашение Москва и инвестор заключат на 25 лет, из которых 2,5 года займет строительство.

Выгода для бизнеса

Само собой, что проект ГЧП должен быть выгоден не только публичной стороне, но и инвестору.По условиям проекта, город не будет вмешиваться в операционную деятельность концессионера. Выручка, полученная инвестором от эксплуатации канатной дороги, остается у него. По предварительным оценкам, пассажиропоток на «канатке» составит до 2,5 тыс. человек в час-пик и до 19 тыс. человек в сутки. Таким образом, вкладывая средства в городской транспортный объект, бизнес может рассчитывать на долгосрочный стабильный доход.

Концессионер также может получать прибыль от размещения на станциях и в кабинах канатной дороги рекламных и информационных материалов. Отличительной чертой проекта является возможность создания инвестором коммерческих площадей у станции метро «Сходненская», которые помогут окупаемости вложений: вся выручка от использования таких объектов останется у концессионера. Функциональное назначение коммерческих площадей определит сам инвестор по согласованию с городом.

Требуются компетенции

На сегодняшний день Правительством Москвы объявлен конкурс на право концессии по строительству канатной дороги над Химкинским водохранилищем. Прием заявок на участие продлится до 2 июля. О готовности участвовать в конкурсе ранее заявили 5 компаний, включая иностранные: ООО «Московские канатные дороги» (зарекомендовало себя в реализации проекта на Воробьевых горах), ООО «Старый город» (дочерняя компания инициатора концессии – немецкой строительной фирмы BPS International в партнерстве с австрийским производителем канатных дорог Doppelmayr Seilbahnen), ООО «Национальные канатные дороги» (дочерняя компания французского производителя канатных дорог Poma), ООО «Развитие канатных дорог» (Санкт-Петербург) и ООО «Профлогистиксервис» (Москва).

- Участвовать в конкурсе мы решили потому, что инициировали этот проект и убедили Правительство Москвы в возможности его реализации, –рассказал директор по развитию группы BPS Юрий Филиппов. – Мы видим красивый проект, который может помочь в решении локальных транспортных проблем с минимальным ущербом для экологии. Кроме того, будет создан прецедент, который продемонстрирует возможности канатных дорог для осуществления пассажирских перевозок в условиях города и интеграции в городскую инфраструктуру. Как инициаторы этого проекта, мы намерены бороться за его реализацию. В подобных проектах не может участвовать много компаний, т.к. создание канатных транспортных систем требует высокого уровня технических компетенций, опыта строительства и эксплуатации. И, безусловно, для реализации таких проектов требуется наличие технологического партнера, обладающего опытом интеграции канатных дорог в городских условиях и самыми современными технологиями. В нашей инициативе таким партнером является лидер отрасли –группа компаний Doppelmayr.Мы уверены, что с таким партнером проект может быть реализован безукоризненно.

- Наша компания уже имеет положительный опыт строительства и эксплуатации канатной дороги в Москве,– отметил представитель «Московских канатных дорог» Николай Диваков. –При реализации проекта строительства еще одной канатной дороги в Москве, мы могли бы использовать ресурсы уже функционирующей службы эксплуатации, сократить издержки при работе на двух объектах.Для участия в подобных проектах нужен опыт в проектировании и строительстве, понимание норм градостроительного регулирования. Важно также иметь понимание о том, что канатная дорога – это особо опасный объект, и от инвесторов, желающих реализовать проект, необходима специальная компетенция и ответственность. Есть компании, готовые инвестировать в городское развитие. Есть современные инженерные решения, экологически чистые и экономичные, которыми готовы делиться зарубежные компании-партнеры участников конкурса. Есть город в лице Правительства Москвы, поддерживающий инициативы бизнеса, которые должны в конечном итоге принести пользу горожанам.

Заявки на участие в конкурсе принимаются до 2 июля. Компании, прошедшие квалификационный отбор, до 25 сентября представят свои конкурсные предложения. Концессионное соглашение планируется подписать с победителем конкурса до 30 сентября.

Транспорт будущего

Власти Москвы считают «канатки» довольно перспективным видом общественного транспорта и планируют в будущем создание еще нескольких таких систем.

- Канатными дорогами можно связать в Москве другие территории: например, строящийся парк «Остров мечты» со станцией метро «Нагатинский затон», будущую станцию Большой кольцевой линии метро «Карамышевская» с территорией ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и станцией метро «Полежаевская». Рассматриваются и прочие локации. При этом, канатные дороги будут интегрированы в метро и другие транспортные системы Москвы, – подытожил директор Городского агентства управления инвестициями (сопровождает инвестпроекты) Леонид Кострома.

Прямой эфир

Загрузка...