Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Сюжет:

Не только бизнес: гости ПМЭФ оценили художественное разнообразие

Культурная программа Санкт-Петербургского форума предложила зрелища на любой вкус
0
Фото: ТАСС/Донат Сорокин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Андреа Бочелли и Сергей Шнуров, Эрмитаж и Тележный переулок, Валерий Гергиев и Баста — культурная программа ПМЭФ отличилась небывалым доселе многообразием. «Известия» побывали на самых ярких событиях форума.

Страдивари и Шура Би-2

По традиции море удовольствия получили любители классической музыки. Ночной концерт в Мариинском театре возглавили Валерий Гергиев со своим оркестром и Денис Мацуев. Оркестранты воодушевили меломанов-полночников исполнением «Болеро» Мориса Равеля. Денис Мацуев дал волю темпераменту в Четвертом фортепианном концерте Сергея Рахманинова. Мэтров поддержали молодые исполнители — американский скрипач Кевин Жу и солистка Мариинского театра Ольга Пудова. В сопровождении оркестра «Таврический» (дирижер Лоренцо Тацциери) они дали концерт в роскошном Георгиевском зале Михайловского замка.

Кевин играл на скрипке работы Страдивари и, можно сказать, извлек всё возможное из старинного инструмента — во время напористых пассажей концерта Паганини за хрупкое изделие становилось страшновато. Представители легких жанров облюбовали для своих выступлений клубы и ресторации. На вечеринках в заведениях города выступили «Ленинград», «Мумий Тролль», Баста, Валерий Меладзе. Удовольствие послушать сеты представителей шоу-бизнеса обошлось недешево. Место с видом на Шнурова с командой стоило 100 тыс. рублей, без — 50 тыс.

Желающие получить максимум и не впасть в расходы облюбовали Дворцовую площадь, где прошел фестиваль «От классики до рока». Открыли его оперные звезды Андреа Бочелли и Аида Гарифуллина. Кульминацией их совместного шоу стала застольная песня из «Травиаты». Если появление петербурженки Гарифуллиной особых эмоций не вызвало, то Андреа Бочелли ждали с нетерпением — сладкоголосый тенор находится на пике карьеры.

— Его последний альбом Si — лидер хит-парадов в США и Англии. Это феноменально для классического музыканта, — рассказал «Известиям» продюсер певца Максим Берин. — На трех его концертах в нью-йоркском Madison Square Garden побывали 69 тыс. человек. Не каждый поп-певец соберет такой зрительный зал.

Впрочем, концертный репертуар Бочелли — песенка Герцога из «Риголетто», Ave Maria и другие хиты — вполне попсовый, да и вообще классика на этом фестивале активно взаимодействовала с демократическими жанрами. Образцом такого альянса на Дворцовой стало выступление рок-группы «Би-2» в сопровождении симфонического оркестра под управлением заслуженного артиста России Феликса Арановского.

— Лично я, пожалуй, начал лучше понимать, как взаимодействовать с оркестром, — поделился с «Известиями» Шура Би-2. — Поначалу, конечно, было очень сложно. Мы искали свою форму. И нашли. «Би-2» работает с оркестром не так, как, скажем, Metallica или Portishead. Как правило, у всех рок-групп оркестр — вспомогательное звено, он прорывается сквозь гитары и барабаны. А у нас наоборот. Мы продолжаем фактически советский жанр.

Нейросети и роботы

Для участников и гостей ПМЭФ ведущие музеи города подготовили новые экспозиции или обеспечили особые условия посещения открытых ранее. А современные художники продемонстрировали, что чувствуют тренды и инновации ничуть не хуже инвесторов, банкиров, топ-менеджеров и других представителей бизнес-сообщества, собравшихся в эти дни в Северной столице.

Центральным музейным событием стала выставка Эрмитажа «Искусственный интеллект и диалог культур», посвященная художественным возможностям технологии будущего. 14 художников и творческих коллективов из 12 стран предложили размышление о том, как компьютерные алгоритмы и системы анализа банков данных могут помочь в создании произведения искусства. В частности, в экспозиции приняла участие французская арт-группа Obvious, разработавшая нейросеть-художника. Первый созданный с помощью этой программы «портрет» был продан на Christie’s за $432,5 тыс. и стал сенсацией, три следующих — приехали в Петербург.

Еще один знаменитый участник выставки — Константин Новоселов, нобелевский лауреат по физике 2010 года (за открытие сверхтонкого материала графена). В инсталляции, созданной совместно с Максимом Жестковым, он исследует пределы художественных возможностей машинного обучения. Помимо него нашу страну представляют Егор Крафт, «обучивший» AI-технике китайской каллиграфии, и ::vtol:: (Дмитрий Морозов), известный своими робоконструкциями, трактованными как арт-объекты.

Традиционно для гостей форума доступна и главная петербургская сокровищница отечественного искусства. Русский музей в этом году не приурочил новых экспозиций непосредственно к ПМЭФ, но в официальную программу включены три ранее открытые выставки: «Крым в произведениях А.И. Куинджи», на которой можно увидеть среди прочих шедевров живописца XIX века ту самую картину, похищенную из Третьяковки, «Николай I», где демонстрируются артефакты эпохи этого императора, и «Три петербургские коллекции» — впечатляющие частные собрания живописи XIX–XX столетий. Впрочем, различные преференции, экскурсии и специальные мероприятия для участников ПМЭФ предложили почти все основные петербургские музеи.

Из прочих художественных событий можно отметить уличную выставку Александра Шишкина-Хокусая, представлявшего Россию на 58-й Венецианской биеннале. Художник подготовил для горожан и гостей Петербурга экспозицию в Тележном переулке — расставил фанерные изображения, которые перекликаются с каноническими достопримечательностями города.

Прямой эфир

Загрузка...