Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Путь «Прометея»

Военный эксперт Андрей Фролов — о том, какие страны смогут закупить новейшие российские зенитные системы С-500
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Соединенные Штаты не оставляют попыток сорвать сделку по закупке Турцией российских комплексов ПВО С-400. Дело дошло до ультиматума: Вашингтон дал Анкаре две недели на раздумья, угрожая отказом от поставок самолетов F-35. Однако маловероятно, что турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган пойдет на уступки. Более того, недавно он недвусмысленно выразил желание иметь на вооружении перспективные российские комплексы С-500 «Прометей». Это первое заявление о намерениях закупить новейшие российские системы. Будет ли С-500 таким же «хитом продаж» на международном рынке, как и системы предшествующих поколений?

Когда мы говорим об С-500, мы должны иметь в виду, что на данный момент эта система еще не принята на вооружение российской армии. Говорить о практических экспортных перспективах предметно можно будет, только когда начнутся серийные закупки для войск.

Новая система будет дороже, чем С-400, и, соответственно, круг ее потенциальных покупателей будет еще меньше, чем у предыдущих модификаций. Думаю, по причине цены можно сразу исключить страны СНГ. А кроме того, Грецию, уже закупившую наши комплексы С-300. Вряд ли она найдет на это средства, да и партнеры по НАТО, скорее всего, ей не позволят. Кроме того, не всем желающим мы эту систему будем продавать — из-за опасений утечки технологий.

Первый претендент на новейшие российские зенитные системы — это Турция. Неслучайно Анкара недавно выразила желание наладить совместное с Россией производство С-500. На этом фоне особенно интересен ультиматум Вашингтона. Но Эрдоган в эту сделку вложил много имиджа и авторитета, поэтому пойти на принятие условий для него сравнимо с потерей лица. В политике, конечно, всё может быть, но срыв поставок С-400 маловероятен. Тем более что шантажировать Анкару отказом от поставок F-35, точнее, реализовывать эти угрозы тоже не в интересах США.

При каких условиях Турция может закупить перспективные российские комплексы С-500? Во многом это зависит от того, когда система будет готова к продаже и каким на тот момент будет политический климат в двусторонних отношениях. Мы знаем, что он у нас переменчивый. И второй момент — какова будет экспортная цена комплекса и на каких условиях Москва готова его поставить. В сделке по С-400, как мы знаем, половина их стоимости — это российский кредит. Очевидно, что в переговорах по «Прометею» Турция тоже станет настаивать на займе. И здесь многое будет зависеть от экономической ситуации в Турции и в России. А также от того, как они будут платить за кредит по С-400, насколько надежными партнерами окажутся. В целом на данный момент можно сказать, что если С-500 начнут поставлять на экспорт, никаких серьезных проблем для его покупки Турцией нет.

Кроме того, «Прометеем» может заинтересоваться Китай. Наверное, много они брать не станут. Но потратить $2–3 млрд, чтобы закупить такую систему и ознакомиться с нашими технологиями, они могут себе позволить. Такие системы пригодятся для прикрытия центров политического и военного управления.

Возможно, не в первых рядах, а по прошествии какого-то времени покупателями российских комплексов способны стать страны Персидского залива — Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Катар. Первым двум они могут понадобиться для защиты от Ирана, а Катар часто закупает дорогое оружие не для защиты, а в рамках политических разменов. Теоретически возможна и закупка комплексов Египтом на деньги Саудовской Аравии. Здесь многое будет зависеть от переговоров по линии дипломатического ведомства.

Кроме того, не исключено, что системами С-500 может заинтересоваться Алжир, который закупает у нас С-300. Но сейчас эта страна находится на перепутье. Не факт, что к власти придут люди, ориентированные на Россию.

Гипотетическим покупателем российских зенитных систем может быть и Иран. Но пока непонятно, как в ближайшие годы будут развиваться события и можно ли будет в принципе туда продавать вооружение. Тегеран должен быть заинтересован в такой системе, но вопрос, найдет ли он на это деньги. А главное — не будут ли введены ограничения со стороны ООН или добровольные ограничения России, как уже не раз бывало.

Проблема в том, что мы до сих пор не знаем характеристик этой системы. Но судя по опубликованной информации, С-500 может использоваться в том числе в качестве противоспутникового и противоракетного оружия. Именно противоракетные возможности системы способны представлять особенный интерес для потенциальных покупателей. Однако здесь для них возникает другая проблема.

Дело в том, что сама по себе С-500 очень уязвима. Она должна быть элементом многоэшелонированной системы ПВО-ПРО. Чтобы покупать «Прометей», надо иметь на вооружении системы других классов: С-400, С-300, «Бук», «Тор», «Панцирь-С» и другие. С-500, не прикрытая системами малой и средней дальности, может легко быть уничтожена относительно простыми средствами нападения.

Автор — военный эксперт, главный редактор журнала «Экспорт вооружения»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир