На 88 году ушел из жизни выдающийся известинец Павел Павлович Демидов. В нашей газете он появился в середине 1960-х. Молодой, задорный, искрометный, будто овеянный ветрами путешествий. Романтический юноша! А за плечами 35-летнего «юноши» — уже состоявшаяся в профессиональном плане жизнь и богатый житейский опыт. Два высших образования (институт иностранных языков и мореходное училище) и уверенное восхождение по журналистской лестнице.
Ступеньками стали районная газета на Камчатке, областная газета «Советский Сахалин», собкорство от гремевшей тогда «Советской России» во Владивостоке с «вотчиной» по всему дальневосточному побережью. Шутка ли — 17 лет на краю «земли нашенской»! И практически каждое газетное выступление Демидова — точный выстрел по выбранной цели. Как могли не заметить тогда отточенное «золотое перо» в первой газете страны — «Известиях»?
Пять лет Павел Демидов, руководитель корпункта газеты во Владивостоке, представлял ее интересы на Камчатке, Сахалине, в Магаданской области, Приморском крае. Дальневосточные читатели (а за ними и вся читающая страна) с интересом встречали каждое выступление журналиста. Те же, кого он брал на критическую мушку, панически боялись.
Чего стоила хотя бы одна история — как «Известия» сняли с работы ректора Магаданского педагогического института, в недавнем прошлом местного партийного бонзу. Однажды, оказавшись в командировке в Магадане, Демидов услышал от своего давнего друга, сотрудника этого института, о стиле руководства горе-воспитателя педагогических кадров. Хам, неуч, выпивоха, он приступил к делу рьяно. Чуть что — «Убирайтесь! Свободны!». Это был его фирменный стиль работы с кадрами. За полтора года из вуза уволились 35 специалистов.
Демидов отложил все срочные дела и бросился восстанавливать справедливость. В сентябре 1967 года в «Известиях» появилась его зубодробительная статья «Третий ректор» (чехарда со сменой ректоров уже давно длилась в институте). Что началось после публикации! С одной стороны — мешок писем-жалоб на зарвавшегося руководителя (ради любопытства в редакции взвесили — 11 кг!), с другой — комиссии, проверки… Местный обком партии и министерство просвещения в Москве стеной стояли за честь испачканного мундира. В феврале 1968-го Москва всё же вынесла сумасброду выговор, чтобы закрыть дело.
Но точку в истории помог поставить сам «герой»: устроил пьяный дебош на борту самолета, летевшего из Москвы в Магадан. Его сняли с рейса, а к моменту возвращения в Магадан — и с работы: Демидов подготовил в номер корреспонденцию о скандале в аэропорту, ее депешей доставили в министерство. 10 марта «Известия» в заметке «Третьего не дано» поставили точку в истории, растянувшейся почти на полгода.
Таких сюжетов в известинской биографии Павла Демидова не счесть. Он быстро занял свое место в шеренге знаменитых собкоров газеты: Леонид Шинкарев, Геннадий Комраков, Арнольд Пушкарь, Леонид Капелюшный, чуть позже — преемник Борис Резник. Все они создали новый тип газетного работника, который уже шагнул на писательскую стезю, но не торопится, да и не хочет расставаться с журналистским удостоверением.
В 1970 году Демидова «забрали» в Москву: замредактора отдела писем (а в нем 80 сотрудников), заместитель ответственного секретаря, специальный корреспондент (высшая творческая должность в газете), последние 15 лет — до мая 2006 года — заместитель главного редактора приложения к газете — журнала «Закон». Он и тут продолжал отстаивать главенство справедливости.
Был в жизни Павла Демидова десятилетний период, когда он временно расстался с «Известиями» — работал на Центральном телевидении, на киностудии «Мосфильм». Его творческая натура требовала постоянного выплеска. Он писал сценарии для художественных («Владивосток, год 1918», «Парма») и документальных фильмов (участвовал в киноэпопее «Великая Отечественная»), писал пьесы, либретто и книги (выпустил документальную повесть «Вспоминай и дальше…»).
Логическим завершением богатой на события жизни Павла Демидова стало переосмысление пройденного пути и приход к глубокой, осознанной, непоказной православной вере. Итог — создание журнала «Лампада», просветительский свет которого идет к читателям вот уже 12 лет. Этот его многолетний труд отмечен премией Союза журналистов России.
Свою «дорогу к храму» Павел Павлович Демидов талантливо и сердечно описал в главной работе своей жизни — автобиографическом романе, который так и назвал «Путь». Сигнальный экземпляр книги он получил за полтора месяца до ухода из жизни. А три недели назад, когда мы в предпоследний раз виделись с Павлом, он, слабо улыбаясь, сказал: «Ты знаешь, я тут повестушку написал». Уже тяжелобольной, с иссякающими силами написал «повестушку». Какая мощь духа! И прислал по электронной почте повесть «Феоктистов, пора домой!».
Нет, лампада возле светлого образа Павла Демидова не угасла, хотя одноименный журнал без него вряд ли устоит под натиском жестокого времени.
Автор — ведущий Исторического клуба «Известий»