Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Одессе отказались переименовывать улицы Жуковского и Бунина
Интернет и технологии
В России разработали виртуального режиссера
Армия
Трофейную технику НАТО привезли на Поклонную гору
Мир
Белый дом заявил о разработке механизма изъятия замороженных российских активов
Здоровье
Врач заявила о пользе зелени для снижения давления
Мир
Рябков объяснил недопуск россиян на рейсы из Турции в Мексику давлением США
Общество
В России не хватает вакцин от инфекционных заболеваний для собак и кошек
Недвижимость
Цены на аренду элитной недвижимости в Москве рекордно выросли
Общество
Синоптики спрогнозировали потепление до +22 градусов в Москве 25 апреля
Общество
Над могилой лидера группы «Король и Шут» Горшенева установили камеру наблюдения
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Экономика
Совфед заблокировал проект о запрете спиртного в прикассовой зоне
Мир
Замглавы МИДа Панкин пообещал ответ в случае конфискации активов РФ
Общество
В МЧС предупредили о грозе, дожде и ветре в Москве в ближайшие дни
Армия
В России создают серию плавучих дронов для подрыва мостов
Мир
Политкоординатор РФ в СБ ООН указала на политизированность дипломатов США

Гангста-рай

Эксперт РИСИ Игорь Пшеничников — о том, как мафия захватила Центральную Америку
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мексику и соседние с ней страны Центральной Америки захлестывает волна бандитизма. Непрекращающиеся войны преступных картелей с властями и между собой, а также безнаказанность гангстеров стали одними из главных причин исхода людей из Гондураса, Сальвадора и Гватемалы. Беженцы идут в сторону мексикано-американской границы, надеясь попасть в США. Власти стран региона пытаются обуздать организованную преступность, но пока безуспешно.

До конца 80-х прошлого столетия Центральная Америка была очагом партизанского движения, причем в разные годы и в различных странах — с разными знаками, как в Никарагуа, например. Там до конца 70-х тропическая сельва «принадлежала» левым повстанцам, а после победы Сандинистской революции в 1979 году в партизаны ушли противники президента Даниэля Ортеги, получившие название «контрас» и щедро оплачиваемые из Вашингтона.

Но если в Никарагуа к началу 1990-х наступило относительное спокойствие и усилием властей «контрас» худо-бедно были вовлечены в мирную жизнь, то в соседних Сальвадоре и Гватемале левые партизаны и солдаты правительственных армий по причине отсутствия программ реабилитации участников гражданского конфликта были предоставлены сами себе. Повсеместная нищета стала питательной средой для возникновения бандитских группировок, которые к сегодняшнему дню переродились в могущественные картели. Гондурас и Мексика не испытали на себе бремени гражданских войн в 1970–1980-е годы прошлого столетия, но бедность и социальное неравенство и там привели к тем же проблемам.

В результате весь регион к югу от Рио-Гранде до границы Гондураса с Никарагуа сегодня поделен на зоны влияния больших и малых бандитских картелей, которые вполне успешно конкурируют с законными властями. Преступные банды, подчиненные строгой иерархии и насчитывающие десятки тысяч боевиков, занимаются вымогательством, наркоторговлей, сутенерством, заказными убийствами и незаконной переправкой мигрантов на территорию США.

Если в столицах и крупных городах стран региона полиция еще как-то демонстрирует присутствие законной власти, то стоит отъехать за несколько миль в провинцию, как видимость этой власти кончается. И начинается параллельная реальность, в которой уличные бандиты держат в страхе и полицию, и простых обывателей. Сотрудничество правоохранителей с гангстерами — обычное дело, поскольку первые в меньшинстве и силы очень не равны.

Один из самых известных гангстерских картелей — «Мара Сальватруча» (Mara Salvatrucha, известный также как MS-13). Он был организован в 1980-е годы в Лос-Анджелесе выходцами из Сальвадора и к сегодняшнему дню распространил зону своей деятельности на всю территорию США, Мексику, Гватемалу, Сальвадор, Гондурас и даже Испанию. Есть свидетельства его присутствия и в Никарагуа. Он удостоился «чести» быть названным президентом Трампом одной из главных угроз Америки. По данным американской печати, только в США действует около 10 тыс. членов MS-13, в других странах — от 50 тыс. до 100 тыс. боевиков.

В союзе с MS-13 на территории Мексики «работает» картель «Синалоа» (Sinaloa), на долю которого, по некоторым данным, приходится более половины всего наркотрафика в США. С конца 90-х конкуренцию MS-13 и «Синалоа» активно составляет картель «Лос-Сетас» (Los Zetas). И это только самые крупные гангстерские группировки, не считая целой кучи небольших банд, которые, глядя на историю и нынешних «акул», также пытаются завоевать себе место на рыке торговли наркотиками, заказных убийств и проституции. Особым шиком у всех бандитов считается захват американских туристов в качестве заложников для выкупа. У каждого картеля есть тайные тюрьмы, которые никогда не пустуют.

Наркоторговля и бандитизм перестали быть просто способом выживания для левых партизан, которые к моменту прекращения гражданских войн в Центральной Америке в начале 1990-х не умели ничего другого, кроме как убивать. В условиях нищеты и полного безразличия со стороны властей бандитизм не выродился, на смену «отцам-основателям» пришли уже новые боевики.

За три десятка лет гангстерские картели породили трансграничную преступную уродливую субкультуру. Культ жестокости и садизма, бравирование презрением к собственной смерти, выставление напоказ характерных татуировок, которые свидетельствуют о принадлежности к тому или иному картелю, — вот отличительные черты этой субкультуры.

Сегодня в нее вовлекается молодежь из городских трущоб, уже не имеющая ничего общего с бойцами партизанских отрядов из Сальвадора, Гватемалы и Никарагуа, но все так же мечтающая о каком-то достатке и самовыражении. В результате самовыражение молодежи выливается в подчинение уродливой «романтике» преступного мира. И гигантский регион, включающий Мексику и практически всю Центральную Америку, превратился к некое гангстерское гетто, где убийства совершаются практически ежедневно и с холодящей душу жестокостью. За неподчинение прихоти гангстера можно получить пулю или удар мачете. За отказ присоединиться к картелю могут убить всю семью.

В силу того что Мексика объективно является одной из крупнейших и наиболее развитых стран региона, эпицентр гангстерской преступности приходится именно на нее, и именно она выступает магнитом, который тянет к себе «искателей приключений» из стран Центральной Америки. Не проходит и дня без сообщения об убийствах и бандитских разборках в том или ином городе. За первые три месяца года в Мексике было убито 8493 человека, что на 9,6% больше аналогичного периода 2018-го, который стал самым кровавым годом за всю новейшую историю страны: в результате гангстерских разборок тогда в Мексике было убито 33 369 человек. Но 2019 год грозит поставить новый печальный рекорд.

Последнее массовое убийство произошло на днях в мексиканском штате Веракрус, где идет война с участием гангстерских картелей. Там бандиты устроили стрельбу на семейном празднике, в результате убито 14 человек, в том числе годовалый ребенок. Самым опасным считается штат Гуанахуато, где за территорию воюют картели «Халиско Нуэва Хенерасьон» (Cártel Jalisco Nueva Generación) и «Санта-Роса-де-Лима» (Cártel de Santa Rosa de Lima), специализацией которых являются рэкет и похищения людей ради выкупа. За первый квартал этого года в Гуанахуато убито 947 человек.

Президент Мексики Лопес Обрадор, недавно занявший этот пост, предпринимает отчаянные попытки обуздать оргпреступность и уличные убийства. Он уже объявил о создании Национальной гвардии — специальных военизированных сил для борьбы с преступностью. Обрадор сказал, что в ближайшие шесть месяцев мера уже принесет свои плоды. Однако в это мало верится, хотя 64% мексиканцев и поддерживают шаги правительства в данном направлении.

Что касается соседних Сальвадора, Гондураса и Гватемалы, то нет никаких сообщений о реальных попытках властей этих стран как-то противостоять гангстерам. Более того, беженцы утверждают, что они оставляют родные места именно по причине бездействия чиновников на фоне разгула преступности. И света в конце тоннеля пока не видно.

Прямой эфир