Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Представлять отечественному читателю петербуржца Павла Крусанова уже давно не нужно: всякий, кто мало-мальски желает быть в курсе актуальной литературы, знаком хотя бы с его главными бестселлерами — «Укусом ангела» и «Бом-бом». Новый роман Крусанова вновь обращается к трансцендентному и мистическому аспекту современности — и снова, как в «Американской дырке», музыкальному. Критик Лидия Маслова выбрала «Яснослышащего» как книгу недели — специально для «Известий».

Павел Крусанов

Яснослышащий

М.: Флюид ФриФлай, 2019. — 224 с.

Героя новой книги Павла Крусанова зовут Август Сухобратов, и человека с таким именем трудно воспринимать иначе, чем как персонажа какого-то сказочного фэнтези, к которому давно склонен этот умеющий придавать самым обыденным, бытовым событиям оттенок чего-то «невообразимого» писатель. В начале «Яснослышащего» с шестилетним героем приключается не заурядная, а прямо-таки фантастическая ангина «из ряда вон» — эта болезнь, похоже, вообще одна из любимых у писателя, и порой именно она создает горячечный портал для важных прозрений и озарений. Тут не получается, а хорошо бы подобрать аудиальный аналог слову «прозрение», в духе крусановских рассуждений о том, что основным инструментом философской мысли почему-то принято считать визуализацию, хотя в начале-то было Слово: «Бог, будучи одновременно Симфонией и ее Создателем, разумеется, не видел, а слышал каждый день творения, когда оценивал, что это хорошо».

Отлежавшись в больнице с ангиной, Август заодно подвергается всестороннему обследованию, которое дает удивительный результат: «Эхограмма к изумлению врачей показала в моем теле странное образование размером с перепелиное яйцо, чуть вытянутое и имевшее в верхней трети перетяжку, как рыбий плавательный пузырь. Образование располагалось над диафрагмой, между спинной стенкой пищевода и позвоночником». Сначала медицина рассматривает онкологические версии происходящего, но постепенно, по мере взросления, герой начинает догадываться, что под шумок ангины высшие силы установили в животе у маленького Августа (интересно, как родители ласково называли приболевшего малыша — Авочка? Гусик?) своего рода «жучок», позволяющий прослушивать музыку сфер, испытывая упоительное ощущение, что мир сочинен Творцом как дивная божественная симфония, где нет ни одной лишней ноты, а не как бессмысленная какофония индустриального скрежета, грохота взрывов, детского визга и стонов умирающих. У яснослышания есть, однако, издержки: становится слышна не только космическая музыка, но и «бытовой наш разговор», то есть индивидуальная мелодия каждой отдельной человеческой души, как правило, далекой от гармонии. Так что порой до чуткого внутреннего слуха Августа доносятся песенки вроде тех, которые, едучи в такси, просишь водителя поскорей переключить. В начале первой главы (точнее, «действия» — так по-театральному членит свою книгу Крусанов) герой брезгливо описывает бесцеремонное вторжение в зону покрытия его секретного радара: «А этот, источая крепкий дух олд спайс («Один пшик — весь день мужик!»), увидел, скользнул из своего угла и — будьте‑нате: вау! я вас узнал, вы классный, давайте сводить знакомство и френдить на дружеской ноге... Вот что бывает, если доведется засунуть голову в телеэкран. Как было тут не щелкнуть по носу? Я мигом разобрал мелодию его душонки».

Почти так же высокомерен Август, в юности ставший известным музыкантом в составе рок-группы «Улица Зверинская», в своих интервью, которые он периодически раздает на протяжении нулевых. В форме диалогов умного и образованного героя с более или менее туповатыми и невежественными журналистами Крусанов преподносит значительную часть любопытной информации, например об «асса-культуре», под которой подразумевается некий «параллельный мир», порожденный молниями, ударившими в Ленинград на рубеже 1970–1980-х и не покрываемый определениями «ленинградский андеграунд» или «питерский нонконформизм». В программе «Катапульта» Сухобратов читает весьма обстоятельную лекцию об «асса-культуре», перечисляя все ключевые имена (Гребенщиков, Шинкарёв, Курёхин, Майк, Цой, Новиков, Африка...), но оставляя список открытым, как и само явление — незавершенным, потому что в его философской концепции время вообще не завершается, а сворачивается в кокон, из которого, когда «придет пора», может вылупиться нечто неожиданное.

Ведущему «Катапульты» Август втирает, что термин «асса-культура» придумал какой-то «обрусевший бенгалец», но, судя по всему, Крусанов почерпнул его у Александра Секацкого, одного из двух своих главных философских кумиров наряду с Фридрихом Ницше. Каждый из этих guest star подарил «Яснослышащему» по эпиграфу: немец напоминает, что на свете нет ничего, что было бы лишено голоса и не хотело бы звучать, а петербуржец лаконично предупреждает: «Но главное, что нас сейчас интересует, — это аргумент относительно музыки».

Есть у Павла Крусанова немало аргументов и относительно времени. Оно, как и музыка (которая делится на мнимую музыку, musica ficta, или «музло» и Музыку с большой буквы, пифагорейскую музыку сфер), бывает «плохое» и «хорошее» — Хронос Пожирающий, обозначающий количественную последовательность событий, уходящих в бездну прошлого, и Кайрос Крылатый, внутреннее время человека, которое он слышит или нет, в зависимости от своего духовного развития. Впрочем, и на старуху бывает проруха, и даже духовный яснослышащий человек в любой момент может дать маху (как справедливо замечено в финале романа, «Небесный промысл опять нас всех надует. Ну то есть всех вообще. Затейливо и ловко завернет, как не могли бы и представить».) Один из самых наглядных тому примеров — любовная линия романа, в котором женщина скорее одна из сильнейших помех для внутреннего слуха, такая же досадная, но увы, неизбежная, как необходимость зарабатывать деньги. Совершенно неожиданным и парадоксальным образом уточенный и прошаренный в высоких материях Август, за версту чующий пошлость, презирающий телеведущих, на чьи дурацкие реплики он откликается двумя ремарками — «не реагирует» и «перебивает», — вдруг прямо в студии влюбляется в телеведущую и абсолютно глохнет от любви, которая оборачивается чудовищным вероломством. Убитый горем герой уезжает к другу в экологический скит, где его продолжают посещать изощренные размышления о природе музыки и времени, потом дает концерт «сверхзвуковой музыки», умудряясь едва ли не магическим образом «живописать музыкой» и создавая у слушателей реалистичные видения, наподобие голографических, только еще эффектнее. Ближе к финалу герой отправляется на войну в Донбасс, после чего его внутренний резонатор оказывается несколько расстроен, но понемногу Августу удается избавиться от угнездившегося в голове «голоса мертвой воды», яснослышание восстанавливается в первоначальной красе, и герой записывает новый альбом «могущественной музыки». Тут-то и начинается форменное фэнтези с перемещением героя в альтернативную версию собственной судьбы, в которой музыка не только метод познания и философского осмысления мира, но и мощнейший инструмент его сотворения.

Прямой эфир