Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Каждый раз, просматривая статистику дорожно-транспортных происшествий, всё больше убеждаюсь, что нештрафуемый порог скорости должен быть снижен. В одной только Москве ежегодно в дорожных авариях гибнут сотни людей. А как известно, сопутствующий фактор большинства трагических случаев –– нарушение скоростного режима.

В столице установлено более 1 473 стационарных комплексов фотовидеофиксации, а до конца этого года их станет более 2 тыс. Чаще всего они регистрируют нарушение скоростного режима. Количество таких случаев составляет порядка 60% от общего числа нарушений. За 2018 год за грубое нарушение скоростного режима более, чем на 60 км/ч вынесено 57 тыс. административных штрафов.

Очень часто водители, чувствуя безнаказанность, превышают допустимые 20 км/ч. Когда они видят знак ограничения скорости, то формально прибавляют к этому значению 20. Эти люди не думают о том, что, когда они в итоге окажутся на больничной койке, будет поздно размышлять, насколько велика разница между разрешенной скоростью на дорожном знаке и максимально допустимым порогом. Ведь, на самом деле, цифра на знаке –– это и есть предел безопасности, некая граница, за которой вероятность смертельных исходов в ДТП возрастает значительно. Тяжесть последствий аварий во многом зависит от скорости движения транспортных средств. Есть шведское исследование, в котором отмечена зависимость снижения скорости и сохранения жизни. Так, например, снижение скорости на 1 км/ч сохраняет жизнь 15 человек. Изменение скорости с 80 км/ч до 70 км/ч приводит к сокращению смертельных исходов на 51%.

Если число лихачей остается на высоком уровне или незначительно снижается, то необходимо принимать меры. Тем более, что страдают не только водители и пассажиры. Самый незащищенный участник дорожного движения –– пешеход. Для наглядности: при разрешенных 60 км/ч автомобилисты смело едут на 80 км/ч –– на такой скорости шанс смертельного исхода при ДТП с участием пешехода практически достигает 100%, а при скорости 40 км/ч вероятность того, что пешеход выживет, практически 75%. Что мы видим в результате: за прошлый год в Москве погибло 238 пешеходов.

Не могу не сказать и об одной из самых болезненных тем –– аварии с участием детей, наезды на малолетних. В столице зафиксирован рост числа ДТП с несовершеннолетними. За 2018 год произошло на 26 аварий больше по сравнению с 2017 годом. Наша задача сейчас –– создать условия на дороге, которые бы повысили безопасность, в том числе, принять грамотные меры, направленные на предупреждение чрезвычайных происшествий на проезжей части.

За рубежом, например, уже давно действует строгий порог скорости — от 2 до 5 км/ч. В Финляндии за нарушение лимита на 3–6 км/ч придет предупреждение, причем обычная разрешенная скорость в населенных пунктах — 50 км/ч. В Германии, США и Канаде нарушение скоростного режима наказывается не только финансово, но и начислением штрафных баллов. Их определенное количество в течение года влечет лишение прав. При этом признаваемая властями погрешность камер составляет 3–5%, поэтому водители опасаются превышать лимит даже на 2 км/ч.

Что касается Москвы, то современные камеры, установленные у нас, позволяют вычислять скорость с погрешностью до 2 км/ч. Все камеры фотовидеофиксации имеют действующие свидетельства о поверках и размещены в соответствии с нормативными требованиями. Это говорит о том, что технически мы уже готовы. Следующий этап –– законодательный. Нужно решить, отменять или ограничивать неадминистрируемый порог до меньшей цифры. Ведь вопрос назрел уже давно.

Надо также понимать, что все эти меры принимаются не для дополнительного заработка, а ради сохранения жизни. В стране существует Указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», на основе которого утверждена Стратегия безопасности дорожного движения, распланированная на 2018–2024 годы. Снижение ненаказуемого скоростного порога позволит усилить контроль за соблюдением правил дорожного движения, а также повысить уровень дисциплины водителей. Без решения вопроса о снижении неадминистрируемого порога до 10 км/ч — указ президента РФ будет не выполнить.

Автор — первый заместитель руководителя ГКУ «Центр организации дорожного движения» Александр Ходаков

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

С альтернативной точкой зрения на проблему выступил координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов

Прямой эфир