Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Минпросвещения РФ предложило учредить День наставника и отмечать его 2 марта
Авто
Новые автомобили в РФ подорожали на 1,5–5% с начала 2025 года
Происшествия
Два промышленных предприятия в Саратовской области повреждены после атаки БПЛА
Общество
Экс-главу ГАИ Красноярского края задержали по подозрению в превышении полномочий
Общество
Верник на прощании с Добровольской назвал ее рожденной для сцены
Мир
Bloomberg узнало об обсуждении Китаем возможной продажи TikTok Маску
Общество
Пленный боевик ВСУ рассказал об атаке дронов «Баба-Яга» по своим же военным
Экономика
В Москве снизилась стоимость аренды жилья до 12%
Мир
Лавров заявил о планах США уничтожить «Турецкий поток»
Спорт
Девятилетний российский шахматист установил мировой рекорд
Авто
Число проездов на платных дорогах в России выросло на треть за год
Экономика
ФАС выявила картель при поставке лекарств на сумму более 1 млрд рублей
Общество
Возбужденное дело о растрате 1,4 млрд рублей связано с «М2М Прайвет Банком»
Общество
В Москве таможенники изъяли у иностранца из ОАЭ 50 кг человеческих волос
Мир
В США ущерб от лесных пожаров в Лос-Анджелесе оценили более чем в $250 млрд
Политика
Мишустин заявил о намерениях РФ и Вьетнама утвердить план сотрудничества до 2030 года
Общество
Прокуратура проведет проверку после установки железного рыцаря на дне Байкала
Общество
Суд назначил семерым военным ВСУ за вторжение в Курскую область до 16 лет колонии

Антиканонический расклад

Эксперт РИСИ Андрей Серебрич — о том, как заявление УПЦ повиляет на расклады во втором туре президентских выборов
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Заявление Священного Синода Украинской православной церкви (УПЦ) может существенно повлиять на расстановку сил перед вторым туром президентских выборов, намеченных на 21 апреля. Синод подчеркивает, что создание так называемой Поместной церкви Украины (ПЦУ) и получение ею томоса об автокефалии «не принесло ни единства, ни мира, ни спокойствия, как это обещали год назад инициаторы этой идеи из государственных и церковных кругов. Вместо этого плодами томоса стали насилие, конфликты, противостояние, слезы и страдание верующих Украинской православной церкви».

Очевидно, что вина за углубление раскола в украинском обществе лежит на действующем президенте. Именно он является главным инициатором кампании по созданию ПЦУ. Путем искусственного объединения раскольников и канонической церкви в одну структуру он рассчитывал поднять накануне выборов свой рейтинг, резко снизившийся на фоне глубокого социально-экономического кризиса, в который погрузилась страна после событий майдана 2014 года. Статус объединителя украинского православия дал бы Порошенко желаемое преимущество перед конкурентами.

Однако его планам не суждено было сбыться. Подавляющее большинство духовенства и верующих УПЦ не пожелало присоединяться к этому антиканоническому проекту. Не помогло даже мощное давление государства на Украинскую православную церковь Московского патриархата, проявляющееся в захватах храмов, принятии антицерковных законопроектов, диффамации церкви в СМИ. В новую «церковь» перешли только два архиерея и несколько десятков приходов.

В ситуации, когда самая многочисленная конфессия Украины, каковой является УПЦ, в течение нескольких лет испытывает на себе систематический прессинг со стороны госструктур, включая действующего президента, оппонент Порошенко во втором туре получает дополнительную возможность для маневра. В случае если Владимир Зеленский сможет включить в свою программу тезисы о защите прав канонической церкви или хотя бы о невмешательстве государства в религиозную сферу, это поможет ему заручиться поддержкой православных верующих, многие из которых в первом туре отдали свои голоса за Юрия Бойко или Александра Вилкула. Это те кандидаты, которые были комплиментарно настроены к канонической церкви.

С одной стороны, наивно ожидать кардинальных перемен в сфере государственно-церковных отношений Украины в случае победы Зеленского. Нужно учитывать, что соседняя страна на протяжении пяти лет находится под внешним управлением. Заокеанские кураторы Киева заинтересованы в углублении церковного раскола и придании русофобской политике нынешней украинской власти религиозного измерения. Нет оснований полагать, что США откажутся от выбранного курса в случае смены главы украинского государства.

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что за Зеленским стоят определенные олигархические круги, интересы которых будут играть важное значение в определении политики молодого кандидата в президенты, в том числе в религиозной сфере.

В настоящий момент позицию Зеленского по указанному вопросу скорее можно охарактеризовать как неоднозначную. С одной стороны, его советник Ирина Венедиктова заявила о том, что «Украина, конечно, светское государство, но для нашей государственности, для нашей самоидентичности получение томоса является самым важным. Поэтому это святые вещи, и, конечно, на них никто посягать не то, что не будет, а это будет поддерживаться всеми возможностями, которые, действительно, есть у государства». В то же время она отметила, что «государство не может наступать на территории религиозных святынь». Иными словами, в штабе Зеленского признают: то, что было сделано Порошенко, — хорошо, но вмешиваться в церковные дела властям не стоит.

Определенным показателем является также истерическая реакция сторонников ПЦУ на лидерство Зеленского по результатам первого тура. Например, «священник» Александр Дедюхин, который в составе делегации ПЦУ в Стамбуле принимал участие в процедуре получения томоса от Константинопольского патриарха, заявил: «Когда мне говорят про ошибки Порошенко, я отвечаю что самой главной была эта. Он остановил войну слишком далеко. И 95-й квартал не накрыло ни минами ни «Градами». Публичные высказывания духовенства ПЦУ говорят о том, что новая «церковь» полностью поддерживает старую власть.

С учетом того что исход выборов и последующий политический процесс в соседней стране зависит от целого ряда разноплановых факторов, сложно предвидеть, как будут выстраиваться церковно-государственные отношения на Украине после 21 апреля. Тем не менее возможная смена власти оставляет УПЦ шанс на то, что ее конституционные права не будут нарушаться, а государство перестанет открыто вмешиваться в церковную жизнь.

Автор — эксперт РИСИ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир