Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

С царского плеча: наряды фильма «Годунов» показали в музее

В «Стрелецких палатах» проходит выставка кинокостюмов из исторической саги
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В палатах XVII века думного дьяка Титова, где располагается Музей Московских стрельцов, выставили костюмы главных героев сериала «Годунов». Зрители могут в деталях рассмотреть наряды Ивана Грозного (Сергей Маковецкий), Ирины Годуновой (Анна Михалкова), Марии Скуратовой-Бельской (Светлана Ходченкова), Малюты Скуратова (Виктор Сухоруков), Марии Нагой (Ирина Пегова), Василия Шуйского (Андрей Мерзликин) и др.

Обстановка исторического здания как нельзя лучше погружает посетителей в атмосферу одного из самых драматичных периодов нашей истории. Соседство костюмов с подлинными предметов Смутного времени позволяет оценить качество работы художников. Как правило, после съемок все наряды попадают в костюмерную киностудии и могут пылиться там годами. Но реквизиту «Годунова» повезло больше, благо здесь есть на что посмотреть.

— На создание этих костюмов ушло полтора года, и такое усердие достойно внимания посетителей музея, — рассказала «Известиям» продюсер фильма Мария Ушакова. — В работе использовались только натуральные материалы: ткани, меха, кожа, полудрагоценные камни. Их закупали в разных странах мира: жемчуг — в Китае, ткани и фурнитуру — в Турции, Индии, Непале, меха — у нас, в Татарстане.

Историческая картина должна нести в себе атмосферу времени. А значит, никаких синтетических тканей, дешевых стекляшек и оттенков вырви глаз. Вдобавок к этому костюм еще и выполняет роль «машины времени» для артиста: надев его, он переносится в эпоху Бориса Годунова.

К тому же искусственные материалы в отличие от натуральных не поддаются состариванию. Художники активно пользовались этим приемом. Например, чтобы жемчуг не выглядел, как будто только из ювелирного, его покрывали матовым лаком.

— Работа была сложная и интересная. Ориентиром в создании костюмов послужили старинные иконы, парсуны, миниатюры из Радзивилловской летописи и экспонаты из музейных коллекций, — рассказала «Известиям» художник фильма Наталья Салтыкова.

Она отметила, одеяния времен Ивана Грозного сейчас вряд ли подошли бы нашим современникам. Несколько столетий назад люди были ниже ростом, уже в плечах, носили одежду и обувь меньших размеров. Поэтому здесь костюмерам приходится отступать от исторической точности. И это не единственный подобный нюанс.

— Например, шубы знати снаружи отделаны натуральным мехом, а внутри ее подбили искусственным, — пояснила ассистент художника по костюмам Виктория Алиева. — И это не только из экономии, а чтобы артисту не было жарко. Таким образом шуба облегчается.

Но даже в облегченном варианте парадное облачение Годунова весит 16 кг. На шубу главному герою денег не жалели. Мастера использовали мех соболя, куницы, бобра, енота, белки, лисы. А фурнитуру для шуб художники брали у реконструкторов. Исторические сообщества интересуются и подробно воссоздают детали своих костюмов. Пряжки, пуговицы, крючки, застежки — копии ископаемых артефактов.

Но все же самый дорогой костюм на выставке — шуба Шуйского. Она попала в сериал из фильма «София», где в ней ходил царь Иван III. На ее создание ушло 7 м золоченой ткани.

— Ткут ее в мастерской Новоспасского монастыря, на станках времен Петра I, — рассказала Виктория Алиева. — Уникальная ткань с использованием позолотной нити создается по 5 см в день. Пуговицы у шубы из этой материи должны быть соответствующие. Художник решила сделать их из янтаря.

Оценить красоту костюмов Смутного времени можно в «Стрелецких палатах» до 1 августа.

Прямой эфир