Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин принял в Кремле главу МИД Кубы Бруно Родригеса Паррилью
Общество
Путин намерен 19 февраля созвониться с Набиуллиной
Политика
В Госдуме отреагировали на заявление Эстонии о ядерном оружии НАТО в стране
Общество
Россиян предупредили о мошеннических схемах перед 23 Февраля и 8 Марта
Общество
Задержан замглавы Новороссийска Роман Карагодин
Общество
Пропавшие в Петербурге сестры найдены вместе с матерью во Владимирской области
Мир
МИД Украины оскорбился из-за ответа Венгрии на прекращение транзита по «Дружбе»
Общество
Губареву грозит штраф до 50 тыс. рублей по статье о дискредитации армии
Общество
В Зеленодольске завершили разбор конструкций и расчистку снега после обрушения
Мир
Сийярто указал на отсутствие вреда для Венгрии от шантажа Киева
Армия
Силы ПВО сбили 120 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Путин назвал неприемлемыми новые ограничения против Кубы
Мир
Президент Армении попал в курьезную ситуацию с включенным микрофоном в Греции
Мир
Российский флаг появился на трибунах во время матча Канады и Чехии на Олимпиаде
Новости компаний
Глава ПСБ оценил успехи в борьбе с кибермошенничеством
Общество
В Госдуме напомнили об изменении порядка оплаты ЖКУ в России с 1 марта
Мир
Переговоры России, Украины и США в Женеве завершились

«В силу молитвы верю больше, чем в цыганскую магию»

Народная артистка России Екатерина Жемчужная — о гадании на экране и в жизни, национальной верности и ночном кинокастинге
0
Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Актриса Екатерина Жемчужная, известная по фильмам «Вечный зов» и «Карнавал», предпочла консерватории прогулку с другом, попала в цыганский театр благодаря Паустовскому, а в кино — из-за «хулиганов» в кустах. Об этом народная артистка России рассказала «Известиям», приехавшим поздравить ее с юбилеем, — звезде театра «Ромэн» исполнилось 75.

— Ваш творческий путь начался с музыкального училища имени Ипполитова-Иванова, но обучение в нем вы не закончили. Почему?

— В училище на вокальном отделении я проучилась четыре месяца. В конце семестра мне посчастливилось попасть в «Ромэн» на спектакль «Сломанный кнут», поразивший меня до слез. В этот день в театре занимались студенты из молодежной студии. Один из них подошел ко мне и, увидев, что я цыганка, предложил прослушаться у главного режиссера Семена Баркана. Цыганских песен я не знала, поэтому спела «Московских окон негасимый свет» и прочла отрывок из «Корзины с еловыми шишками» Паустовского. После импровизированного прослушивания меня пригласили работать в «Ромэн».

Но я должна была получить диплом, поэтому стала обучаться в студии при театре. Родители не хотели, чтобы я бросала училище, но цыганская кровь победила, и я связала свою судьбу с «Ромэном». А потом вышла замуж за однокурсника Георгия Жемчужного, с которым мы вместе уже 57 лет.

— Посещая студию, об академическом музыкальном образовании больше не задумывались?

— У меня была сильная вокальная подготовка. На музыкальных занятиях я пела оперные номера, особенно мне удавалось ариозо матери из оперы Гречанинова «Добрыня Никитич». После окончания студии собиралась поступать в Московскую консерваторию. За два года до выпуска педагог по вокалу отвел меня на прослушивание к Нине Дорлиак (профессор, народная артистка СССР. — «Известия»). Она оценила мои возможности и посоветовала подавать документы. Позже уже работая в театре, я последовала ее совету, но по дороге на вступительный экзамен встретила друга из студии. Мы с ним разговорились, пошли гулять, и в консерваторию я так и не попала.

— Театру «Ромэн» вы отдали всю жизнь. В чем причина такой преданности?

— «Ромэн» — единственный в мире цыганский театр с богатой историей, через два года мы отметим 90-летие труппы. Моя привязанность к нему родилась еще в студии, где нас учили выдающиеся мастера актерской профессии — среди них были Юрий Любимов и Анхель Гутьеррес. Большую роль в продолжительном сотрудничестве с театром сыграла моя национальность, но главную — нежная любовь к своему детищу, присущая всем ромэновцам. В моей жизни были и другие проекты: восемь лет я участвовала в спектакле Театра Маяковского «Братья Карамазовы», где была солисткой в цыганском хоре. Снималась в кино. Работала в ансамбле песни и пляски владимирских цыган под руководством Николая Жемчужного. Но «Ромэн» — мой родной дом, и краше места я не знаю.

— Вы часто посещаете театры в качестве зрителя. Каким должен быть спектакль, чтобы он вам понравился?

— Зрителя нужно воспитывать. Я поклонница классических традиций и расстраиваюсь, когда вижу некоторые современные спектакли. Театр должен нести в себе красоту и нравственную чистоту. Из «Ромэна» публика уходит благодарной, красочные постановки с воодушевлением смотрят школьники. Недавно в антракте ко мне подошла 10-летняя девочка с цветами и сказала, что, увидев наш спектакль, влюбилась в Пушкина.

— Какие советы даете своим родным, когда они выходят на сцену?

— Моя дочь и внук выросли за кулисами и многое впитали без слов. Кроме того, у каждого из них есть актерское образование. Они сами могут давать мне советы.

— Как началась ваша кинокарьера?

— Моей первой ролью в кинематографе стала Зорица в сериале «Вечный зов». С ней связана забавная история. В мае 1973 года около полуночи мы с супругом возвращались из Дома кино, где в тот вечер выступали. Внезапно из-за кустов возникли две мужские фигуры и спросили мою фамилию. Георгий принял их за хулиганов и приготовился дать отпор. Тогда один из незнакомцев достал удостоверение режиссера «Мосфильма» и пригласил меня на фотопробы для новой многосерийной саги. На следующий день я приехала на киностудию, и меня утвердил на роль постановщик фильма Владимир Краснопольский. Съемки проходили в Башкирии, моими партнерами по сериалу были Петр Вельяминов и Ефим Копелян.

Через восемь лет я снялась в «Карнавале» вместе с Ириной Муравьевой. Небольшая, но весомая роль Кармы принесла мне известность: прохожие на улице узнавали и обращались со словами «Кармочка, погадай!». Затем из крупных проектов последовал сериал «Кармелита. Цыганская страсть», где я играла колдунью Розу.

— Хотите еще сняться в кино?

— Конечно. Театр взращивает потрясающих актеров, но кинематограф делает их популярными. А ведь главное для артиста — зрительская любовь и признание. Сейчас рождается много интересных проектов. Историк Нина Михайловна Молина написала кинематографическую пьесу, посвященную певице Стеше Солдатовой. Если эта постановка осуществится, возможно, что и для меня в ней найдется роль. До сегодняшнего дня я играла исключительно цыганок, хотелось бы воплотить образ испанки или итальянки. Я не ощущаю свои года и, надеюсь, что случай еще представится.

— Ваша героиня в «Карнавале» гадает. В реальной жизни вы верите в цыганскую магию?

— Да, иногда даже гадаю близким. Но гораздо больше я верю в силу молитвы. Покойная мама просила Бога о моем благополучии, и ее слова были услышана. В моей жизни нет препятствий, куда бы я ни пошла, все двери открыты.

Справка «Известий»

Окончив молодежную студию при театре «Ромэн», Екатерина Жемчужная обучалась в ГИТИСе на факультете актерского мастерства.

Известность ей принесли роли в спектаклях «Мы — цыгане», «Олеся», «Плясунья — дочь шатров». После кинодебюта в картине Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Вечный зов» Жемчужная сотрудничала с режиссерами Татьяной Лиозновой, Григорием Коханом, Сергеем Быстрицким, Александром Стриженовым. Фильмография актрисы насчитывает около 40 работ.

Читайте также
Прямой эфир