Пушкин нашего кино: страна простилась с Марленом Хуциевым


В Москве простились с Марленом Хуциевым. Выдающегося режиссера похоронили на Троекуровском кладбище под залпы винтовок почетного караула и музыку оркестра Преображенского полка. А чуть раньше десятки друзей, коллег и товарищей пришли на гражданскую панихиду в Центральном доме кинематографистов, чтобы проводить в последний путь автора «Весны на Заречной улице» и «Заставы Ильича». Среди них — режиссер Александр Прошкин, писатель Аркадий Инин, актер Сергей Гармаш, киновед Наум Клейман и многие другие.
Гроб на сцене утопал в цветах. Фоном служили десятки траурных венков. На ленточках надписи: «От Никиты Михалкова», «От председателя правительства», «Мастеру от учеников»... У гроба нес вахту почетный караул Росгвардии — в память об особом вкладе Марлена Хуциева в культуру России. Вещественные подтверждения этого признания находились рядом на сиреневой бархатной подушке — ордена Почета, Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» и другие награды. С экрана в зал смотрел седой, красиво постаревший человек. Марлен Хуциев ушел из жизни 19 марта в возрасте 93 лет.
В зале царил полумрак, звучала негромкая инструментальная музыка. Люди медленно подходили к гробу. Кто-то оставлял букет и удалялся. Кто-то какое-то время стоял и молчал, будто заканчивая прерванный разговор про себя. Коллеги ушедшего делились воспоминаниями. Первым слово взял Вадим Абдрашитов.
— Все, кто имел право называть его просто Марленом, знали Хуциева как человека веселого, остроумного, очень любящего товарищество. В этом смысле он напоминал царскосельского лицеиста, — сказал народный артист. — Для меня он, конечно, останется режиссером номер один. Тем, кто сумел создать собственный киноязык. Лиризм «Весны на Заречной улице», эпос «Заставы Ильича», публицистика фильма «Был месяц май» — какую бы историю он ни снимал, она разворачивалась в пространстве абсолютно поэтическом. Он был выдающимся поэтом экрана, и это позволяет назвать его Пушкиным нашего кино.
Святым от кинематографа назвал Хуциева народный артист РФ Александр Панкратов-Черный — за редкую скромность и искреннюю любовь к искусству. Под конец своей речи актер не смог сдержать слез.
Совестью российского кино окрестил ушедшего режиссера Юрий Кара, коллега по режиссерской Гильдии Союза кинематографистов. Человеком великой культуры назвал его художник-мультипликатор Андрей Хржановский.
— Я не знаю другого режиссера, который бы так разбирался в кино, музыке, литературе. Разве что Эйзенштейн. И если вы не слышали, как Марлен Мартынович читает «Когда волнуется желтеющая нива...» Лермонтова, то многое потеряли, — сказал он.
Честь была рефреном его жизни, добавил народный артист РСФСР Всеволод Шиловский, говоривший с видимым усилием. Почти все фильмы режиссера были сняты с невероятными трудностями. Вся его жизнь была борьбой за право снимать кино так, как он считал правильным. Но все большие потрясения, по словам Шиловского, Марлен Мартынович преодолевал с фантастическим мужеством.
Однокурсник Хуциева Владимир Наумов пожелал ему покоя, которого режиссеру так не хватало в жизни. 91-летнему народному артисту было тяжело подниматься на сцену, и микрофон ему поставили прямо в зрительном зале.
— На нашем курсе кроме меня и Марлена учились также Феликс Миронер, Юрий Озеров и много кто еще. После первого же семестра наш мастер Игорь Савченко сказал: «Набрал же я конгломерат безумствующих индивидуальностей!» И был прав. Уже потом мы и товарищи с других курсов (в том числе Андрей Тарковский и Георгий Данелия) часто собирались вместе и до утра ругали картины товарищей. Конечно, мы все очень любили друг друга, но правда была важнее. Марлен единственный был для нас неприкосновенным, — рассказал Наумов.
Многие выступавшие старались не говорить о печальном, вспоминали забавные истории. Оказалось, когда-то Геннадий Юхтин занял бывшую комнату Марлена Хуциева в общежитии, это было за семь лет до их встречи в Одессе на съемках «Весны на Заречной улице». Однажды во время поездки в ГДР Павел Чухрай и Марлен Хуциев надели одинаковые пиджаки, из-за чего многие принимали их за сотрудников «определенной организации». Андрей Хржановский последние десятилетия жил на одной лестничной площадке с Хуциевым, и Марлен Мартынович часто захаживал к нему со словами: «Андрей Юрьич, надо покурить».
Подходили к микрофону и многочисленные ученики. Марлен Мартынович много преподавал во ВГИКе и даже был заведующим кафедрой режиссуры. Он выпустил четыре «длинные» и две «короткие» мастерские. Выступавшие не раз вспомнили, что учеников Хуциев, по собственному признанию, отбирал «по глазам», часто не обращая внимания на опыт или уровень знаний. В итоге судьба выпускников сложилось по-разному, но, как заметил кто-то, «ни одного подлеца Марлен Мартынович не воспитал»...