Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Латвия объявила Россию страной — «спонсором терроризма»
Мир
В МО заявили о ликвидации половины личного состава двух бригад ВСУ
Мир
Арестович рассказал о просьбах европейцев «добить Россию»
Общество
Парламентарии предложили повысить МРОТ до 30 тыс. рублей
Армия
Российские десантники осуществили захват опорного пункта ВФУ
Мир
МИД РФ назвал обстрелы ЗАЭС со стороны ВСУ актом ядерного терроризма
Мир
Боррель призвал европейцев быть готовыми «заплатить» за поддержку Украины
Мир
Эстония закроет границы для россиян с шенгенскими визами
Мир
Турция отказалась подключаться к санкциям против РФ в области энергетики
Мир
Москва назвала шовинизмом призывы прекратить выдачу россиянам шенгенских виз
Мир
Politico призвало Зеленского признать факты преступлений ВСУ
Экономика
Шольц призвал Россию забрать турбину для «Северного потока»

Скриптовалюта: банкам пропишут, что можно и нельзя говорить клиентам

Для кредитных организаций разработают стандарт по продаже населению рискованных продуктов
0
Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Для банков разрабатывают единый стандарт по продаже услуг гражданам. Об этом «Известиям» сообщил Василий Заблоцкий, президент Национальной финансовой ассоциации (НФА, саморегулируемая организация, в которую входят крупнейшие банки). Новые правила распространятся на финансовые продукты с инвестиционной составляющей, которые кредитные организации как агенты предоставляют населению. В частности, речь идет о ПИФах, ценных бумагах, брокерских и индивидуальных инвестиционных счетах. В документе будут четко прописаны скрипты — фразы, которые можно и нельзя использовать при продаже населению финансовых продуктов. Опрошенные «Известиями» банки поддерживают создание стандарта — единый подход станет еще одним способом борьбы с продажей населению одних продуктов под видом других.

Банки совместно с НФА создают единый стандарт по продаже услуг населению. Прежде всего под новые нормы подпадут инвестиционные продукты — ПИФы, доверительное управление, ценные бумаги, брокерские и индивидуальные инвестиционные счета, которые кредитные организации предоставляют населению в качестве агентов. Документ также должен охватить инвестиционное и накопительное страхование жизни.

В едином стандарте будут прописаны скрипты — фразы, которые разрешается и запрещается использовать банкам при продаже агентских услуг, сообщил «Известиям» Василий Заблоцкий. Конкретные формулировки еще не определены, ассоциация собирает предложения от участников рынка. 

Они считают, что это в любом случае станет еще одним способом борьбы с мисселингом — когда клиенту под видом одной услуги продают другую. Например, кредитные организации зачастую под видом вкладов предлагают населению инвестиционное страхование жизни (ИСЖ). Это самый популярный вид мисселинга — на проблему неоднократно обращали внимание и в Центробанке. В регуляторе заявляли, что агенты недостаточно информируют потребителей об особенностях и рисках инвестиционного страхования жизни.

Справка «Известий»

ИСЖ — это инструмент, обеспечивающий клиенту кроме непосредственно страховки доход от инвестиций при гарантии сохранности финансовых вложений. Однако это высокорисковый продукт: если закрывать его досрочно, то можно получить меньше денег, чем в него было вложено. Также может колебаться и доход от ИСЖ. В результате прибыль по такому полису зачастую оказывается ниже, чем у банковского вклада. Премии страховщиков по ИСЖ за шесть месяцев 2018 года выросли на 65% по отношению к 2017 году и достигли 138 млрд рублей.

 

От мисселинга страдает каждый десятый клиент банка, говорили ранее в Локо-банке и в аудиторской компании «2К». Под видом вкладов гражданам продают и паи ПИФов, предлагают вложения в ценные бумаги, в том числе в облигации и векселя самого банка или «дружественных» организаций. Инвестиции в эти инструменты в отличие от вкладов не застрахованы государством. Но сотрудник банка, предлагающий клиенту такую альтернативу, умалчивает об этом.

Еще один пример мисселинга — при получении уже одобренного кредита в банке перед клиентом кладут на подпись договор страхования заемщика и «мягко намекают», что отказ может не лучшим образом сказаться на кредитной истории заемщика. 

В пресс-службе ЦБ «Известиям» уточнили, что разработали нормативный акт с требованиями к полному раскрытию информации об особенностях договоров ИСЖ и связанных с ними рисках, который также затрагивает и деятельность агентов страховых компаний. Сейчас это указание находится на регистрации в Минюсте.

«Известия» опросили крупнейшие банки об их отношении к новому стандарту. Зампред правления Локо-банка Ирина Григорьева отметила, что не все граждане обладают знаниями, позволяющими в полной мере оценить риски и сопоставить услуги различных поставщиков. В свою очередь, продавец услуг не всегда предоставляет исчерпывающую информацию по предложению. Поэтому в скриптах должно быть обеспечено полное информирование потребителя о приобретаемом продукте: срок действия, условия его покупки и продажи, расходы, связанные с владением им, отметила она.

Также следует обратить внимание на возможные риски, которые несет в себе конкретное предложение. При предоставлении информации клиентам необходимо исключить умалчивание о важных особенностях финансового инструмента. Если стандарт заработает, то финансовый рынок России сделает еще один большой шаг в сторону клиентоориентированности, считает Ирина Григорьева.

Положительно относятся к созданию единого стандарта по продаже инвестиционных продуктов населению и в Почта Банке. Там отметили, что заинтересованы в получении клиентами качественных продуктов и сервисов. В Альфа-банке также поддерживают появление такого стандарта и разрабатывают его концепцию совместно а НФА, отметил директор по развитию сегментов и некредитных продуктов розничного бизнеса финансовой организации Алексей Ермаков.

Бороться с продажей одних продуктов под видом других ЦБ намерен и с помощью контрольных закупок. Сотрудники регулятора будут приходить в банки и под видом обычных клиентов пытаться, например, открыть вклад, чтобы проверить, не нарушают ли сотрудники кредитных организаций правила по работе с гражданами.

 

Читайте также
Реклама
Прямой эфир