Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Большинство выпускников театральных вузов, приехавших из регионов в столицы получать профессии актера или режиссера, редко возвращаются обратно. После послания президента Федеральному собранию, где много было сказано о земских врачах и учителях, я заинтересовался: сколько наших иногородних выпускников возвращаются в регионы. Так вот, из тех, кто окончил очное отделение, в провинцию едут около 5%, зато из тех, кто окончил заочное, возвращается больше половины.

В общем, проблема есть. Она не на пустом месте возникла. Для этого есть как свои веские причины, так и не вполне оправданное с точки зрения перспектив и карьеры желание ребят во что бы то ни стало зацепиться в Москве или Санкт-Петербурге. Кстати, с этим обстоятельством был связан один из вопросов, заданных студентами ГИТИСа на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Молодой человек рассказал историю своего дедушки, который после окончания Московской консерватории уехал работать солистом в Челябинскую филармонию, и ему уже после деноминации 1961 года была предложена зарплата в 400 рублей. Тогда в Москве столько получал доктор наук и профессор!

Да, в таком случае человек, конечно же, бросит любимую Москву и уедет в Челябинск. А вот внук его, наоборот, сегодня вряд ли захочет возвращаться в родной город, поскольку ему там не предлагают ни квартиру, ни подъемные, не создают иных благоприятных условий. Он понимает, что даже если будет перебиваться в Москве какими-нибудь эпизодическими ролями в сериалах, то всё равно будет жить лучше. По крайней мере, ему так кажется.

Хуже, когда наши выпускники отказываются ехать, скажем, в Саратов. Там им предлагают руководство одним из лучших театров в России, квартиру, хорошую зарплату, но у них есть ощущение, что они, окончив ГИТИС, почему-то должны работать только в пределах Садового кольца. Такая позиция мне кажется просто глупой. Во многом она обусловлена несовершенством нашего законодательства, по которому государство, потратившее на обучение бюджетного студента больше 1,5 млн рублей, не имеет, если можно так сказать, никаких прав на выпускника.

Вот еще пример: руководство Калужского театра направило студентов на обучение в Щукинский институт и вообще сделало для ребят очень много хорошего. Курс отучился, представил дипломные спектакли, и конечно, в театре были сильно расстроены, когда девушка, уже сыгравшая главные роли, после окончания вуза всё бросила и уехала в Москву. Мне кажется, это связано с непониманием того, что сегодня, если ты хорошо сыграешь роль в Калуге или Ярославле, тебя узнают в Москве скорее, чем когда ты будешь работать в столице в театре третьего или четвертого ряда.

В Москве, где больше сотни театров, затеряться гораздо проще, чем, например, в Нижнем Новгороде, Саратове или любом другом театральном городе, где своих актеров привыкли ценить и любить. При этом я прекрасно понимаю, почему молодые люди часто предпочитают получать образование в столицах. Принято считать и, думается мне, вполне справедливо, что именно в Москве или Санкт-Петербурге будущие актеры, режиссеры впитают в себя всё лучшее, что создано в отечественном искусстве вообще и в театре в частности.

Актеру, тем более режиссеру, для созревания необходима среда, а в Москве, в Петербурге не только полторы сотни государственных и еще около пятисот частных театров. Здесь и самые главные музеи, концерты великих и замечательных и так далее. Но чтобы расширить кругозор, необязательно перебираться в столицу насовсем. Спасение (для нашей страны уж точно) в том самом абсолютно уникальном заочно-очном образовании, когда два раза в год на месяц студенты приезжают в Москву или Санкт-Петербург.

Во время сессии они успевают посмотреть лучшие столичные премьеры, побывать в музеях и получить ту самую необходимую культурную инъекцию, которая им поможет в дальнейшем успешно работать в региональных театрах. Такие сессии — серьезнейшая возможность повышения квалификации. Опыт, который накоплен за десятилетия заочного актерского и режиссерского образования, нам никак нельзя терять. Такие курсы в ГИТИСе вели Анатолий Эфрос и Анатолий Васильев, а закончили их, например, Александр Галибин, Борис Юхананов.

Кстати, в этом году в стране запускается проект «Творческие люди» в рамках государственной программы «Культура России». Думается, он поможет повышению квалификации деятелей театра. Но это тема для следующего разговора.

Автор — ректор ГИТИСа, театральный критик, кандидат филологических наук

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир