Не по правилам: что стало причиной ДТП под Калугой
Водитель разбившегося под Калугой автобуса, в котором находился детский танцевальный коллектив «Колибри», грубо нарушил правила. Согласно требованиям о выезде в темное время суток перевозчик обязан уведомлять ГИБДД, чего, судя по всему, сделано не было. Кроме того, в прошлом году шофер попавшего в аварию транспортного средства уже привлекался к ответственности за нарушение правил организованной перевозки группы детей. Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что причиной трагедии мог стать и человеческий фактор — не исключено, что водитель частного автобуса не соблюдал элементарный режим отдыха.
ДТП, унесшее жизни семерых человек, в том числе четверых детей, произошло на 128-м км трассы Калуга–Вязьма утром в воскресенье. Двухэтажный автобус, который должен был доставить детский танцевальный коллектив «Колибри» из города Ярцево Смоленской области в Калугу, перевернулся и опрокинулся в кювет у поселка Извеково Бабынинского района Калужской области.
Спасателям потребовалось несколько часов, чтобы поставить автобус на колеса и освободить зажатых в салоне людей. Пострадавших — в ДТП получил ранения 31 пассажир — распределили по медицинским учреждениям области, сообщила «Известиям» сотрудник пресс-службы регионального главка МВД Наталья Горохова.
— В Москву никого направлять не планируется — у нас много больниц в районных центрах, — пояснила она.
По данным ГИБДД, в автобусе находились 47 пассажиров — 16 взрослых и 31 ребенок. Вместе с руководителем ансамбля и родителями ребята направлялись на международный конкурс искусств и творчества «Жемчужина талантов», который 3 февраля проходил в Калужской областной филармонии. Прослушивания в присутствии жюри и публики начинались с восьми утра — возможно, этим и объясняется то, что ансамбль выехал так рано.
По последним данным, жертвами аварии стали семь пассажиров, в том числе четверо несовершеннолетних. В ЦРБ Юхановского района Калужской области было доставлено 14 человек, из них 10 детей. Состояние их оценивается как стабильное, у всех констатированы незначительные повреждения — ссадины и порезы, рассказали «Известиям» в больнице.
— За пострадавшими приезжают родители из Смоленской области, по состоянию на 17:00 троих детей забрали домой, — сообщил «Известиям» дежурный врач ЦРБ.
Остальные пострадавшие в ДТП поступили в Калугу — в областную клиническую и клиническую детскую больницы. Медики оценивают их состояние как легкое и средней тяжести.
— Трех женщин мы госпитализировали, двух из них — в травматологическое отделение. У одной пострадавшей перелом ключицы, у другой — перелом лопатки, — сообщил «Известиям» главврач Калужской областной клинической больницы Владимир Кондюков. — Еще одна женщина госпитализирована в отделение торакальной хирургии — у нее ушиб грудной клетки и пульманит.
В детской клинической больнице находятся 17 детей — их жизням уже ничего не угрожает, рассказал главный врач Виктор Михайлов.
— У одной девочки сочетанная травма, но она не требует реанимации, — уточнил он. — Помощь детям оказана своими силами в полном объеме, все согреты и накормлены. Оперировать никого не надо. Первое время психологический фон был довольно сложным: эвакуация шла быстро и взрослые из одной семьи попадали сюда, а их дети — в район. Но людям помогли связаться — и дальше пошла спокойная работа, дети успокоились.
Семьям погибших в аварии выплатят по 1 млн рублей из резервного фонда администрации Смоленской области. Об этом сообщили в пресс-службе губернатора региона. Глава области Алексей Островский уже дал руководству финансово-экономического блока соответствующее распоряжение.
«Мы ехали нормально»
По данным пресс-службы ГУ МВД по Калужской области, водитель автобуса уже задержан — медицинское освидетельствование на алкоголь, проведенное на месте, показало, что он был трезв. У него также взяли необходимые анализы на наличие в крови наркотических и психотропных веществ. Пробы были сразу же направлены на исследование.
Полиция возбудила уголовное дело по ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения»). Еще одно дело было открыто по ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). По поручению главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина расследованием причин ДТП будет заниматься центральный аппарат СК.
Известно, что в прошлом году водитель автобуса дважды привлекался к административной ответственности за нарушения ПДД. По данным ГИБДД Калужской области, его штрафовали на 3 тыс. рублей за организованную перевозку группы детей с нарушениями действующих правил (ч. 4 ст. 12.23 КоАП). Еще 500 рублей водитель автобуса выплатил за управление технически неисправным транспортным средством (ч. 1 ст. 12.5 КоАП).
При этом сами пассажиры утверждают, что в данном случае вины водителя в произошедшем нет. Одна из пострадавших рассказала, что шофер сам был в шоке от произошедшего и помогал вытаскивать людей из автобуса.
— Мы ехали нормально, но потом получилось, что нас занесло. Я думаю, это случай, — цитирует пассажирку телеканал РЕН ТВ.
После аварии водитель перевернувшегося автобуса помогал спасателям доставать из салона раненых детей.
— Меня достали второй, — рассказала «Известиям» одна из юных пассажирок, Лида. — Я видела, что моя мама всё еще под автобусом. Она сказала мне: «Лида, не выбегай на дорогу». Конечно, я хотела помочь взрослым, но меня отправили в машину скорой.
Человеческий фактор
В Ространснадзоре «Известиям» сообщили, что автобус осуществлял так называемую заказную перевозку. Сейчас для оказания подобных услуг не требуется оформления специальной лицензии — перевозчиком является индивидуальный предприниматель. Представитель надзорного ведомства добавила, что по факту аварии будет проведена внеплановая проверка деятельности ИП.
Основной причиной аварии, скорее всего, стал человеческий фактор, считают опрошенные «Известиями» эксперты.
— Очевидно, что транспортное средство выехало из Смоленской области в темное время суток, хотя действующими правилами перевозка детей ночью запрещена, — рассказал «Известиям» председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. — Негативную роль могло сыграть и физическое состояние водителя, связанное с нарушением режима труда и отдыха.
Занос, который привел к опрокидыванию автобуса, мог произойти даже на небольшой скорости, считает руководитель Центра высшего водительского мастерства Андрей Герасенков.
— Магистральный автобус достаточно устойчив, у него большая масса и высокий центр тяжести. Но законы физики никто не отменял: сугроб чуть выше, препятствие чуть больше — и автобус легко может перевернуться, — подчеркнул он.
Дальнейшие события зависели только от профессионального мастерства водителя, добавил эксперт.
— Задача водителя-профессионала — заранее распознать опасную ситуацию и не допустить ее. Даже если занос уже начал развиваться, выйти из него можно. Но тут вопрос в квалификации водителя: проходил ли он тренинги, был ли на автодроме, чувствовал ли, как заносит этот автобус. В странах Скандинавии водители должны ежегодно сдавать экзамен по вождению на скользкой дороге, у нас в стране эта практика отсутствует полностью, — заключил Андрей Герасенков.
Жесткие нормы
Обращаться к частным перевозчикам людей заставляет недостаток транспортных средств с лицензией, считает Илья Зотов. В этом случае есть вероятность нарушения «Правил организованной перевозки группы детей автобусами», которые предусматривают, что в неблагоприятных погодных условиях о поездке необходимо сообщать соответствующему подразделению ГИБДД.
— Чтобы такие ДТП не повторялись, нужно запретить перевозку детей на заказном транспорте, на уровне региона сформировать реестр перевозчиков для выполнения подобных работ, а также осуществлять перевозку только в светлое время суток, — добавил Илья Зотов.
При этом российские нормы перевозки детей и так «достаточно жесткие», пояснил «Известиям» глава Союза пассажиров России Кирилл Янков.
— Сейчас многие транспортные компании в принципе не хотят связываться с перевозкой детей — высокие требования к водителям, сопровождающим, технике, нужна заявка в ГИБДД и прочее. Найти автобус для этого достаточно сложно, — отметил он. — Соблюдены ли нормы, ответит следствие. В данном случае был занос на скользкой дороге — от таких ситуаций на 100% никто не застрахован, даже если автобус едет в сопровождении машины автоинспекции.
Эксперт добавил, что перевозка являлась межрегиональной (между Смоленской и Калужской областями), поэтому для нее нужно было выделять две машины инспекторов, но в ГИБДД могли посчитать это нецелесообразным. По его мнению, снизить риск возникновения таких ситуаций можно, увеличивая объемы железнодорожных перевозок между регионами.
— Железная дорога между Ярцево и Калугой есть, но прямой поезд между ними не ходит, — подчеркнул он.