Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Искусство без масс: какие проблемы выявило похищение полотна Куинджи
2019-01-28 19:11:34">
2019-01-28 19:11:34
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Похищение картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» показало, что музеям нужно перестать гнаться за посещаемостью, а сосредоточиться на своей главной задаче — сохранении коллекций и безопасности фондов. Об этом «Известиям» заявил советник президента РФ по культуре Владимир Толстой. Случай в Третьяковке — прямое следствие невероятного роста популярности музеев, считает директор департамента Минкульта Владислав Кононов. По словам чиновника, галерею, как и все музеи России, ждет комплексная проверка безопасности. Эксперты, опрошенные «Известиями», уверены, что охрана этих учреждений должна быть существенно улучшена. По этому поводу Союз музеев готовит письмо в правительство РФ, сообщил «Известиям» председатель организации, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Стремление к цифрам

Картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» была похищена из Третьяковской галереи вечером 27 января и обнаружена уже через несколько часов. Дело взял под личный контроль начальник ГУ МВД по Москве Олег Баранов. Злоумышленник задержан, полотно после экспертизы будет возвращено в Русский музей. Выставка Куинджи в Инженерном корпусе ГТГ продолжится до 17 февраля уже без него. 

Мероприятия по повышению безопасности будут масштабными, обещают чиновники. По словам Владислава Кононова, проверят сначала музеи первого ряда, затем остальные федеральные учреждения. После этого будут выработаны предложения, в том числе и по дисциплинарным взысканиям сотрудникам Третьяковки. Кроме того, министр культуры поручил направить циркуляры во все субъекты РФ с рекомендацией провести такие же проверки в региональных и муниципальных музеях.

Третьяковская галерея, Архип Куинджи

На месте похищения картины А. Куинджи «Ай-Петри. Крым» в здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке

Фото: ТАСС/МВД России/Снимок с видео

В Третьяковской галерее (ГТГ) уже начались работы по оснащению картин на выставке Куинджи датчиками (во время кражи их не было) и, вероятно, будет изменен алгоритм охраны.

— С учетом того, что произошло, не исключено, что придется ввести досмотр на выходе, — сказала «Известиям» гендиректор ГТГ Зельфира Трегулова. — Полагаю, что каждый из нас понимает, почему производится этот досмотр, однако даже на входе возникают вопросы, люди недовольны. Мы серьезнейшим образом проанализируем ситуацию и обдумаем, какие еще нужны меры, чтобы предотвращать подобные инциденты.

По мнению представителей музейного сообщества, случившееся выявило болевые точки на всех стадиях музейного дела — от цифр посещаемости до работы смотрителей и страховки картин.

Собеседники «Известий» отметили, что Минкультуры постоянно требует от госмузеев повышать количество посетителей, но многие учреждения и так перегружены.

Погоня за цифрами, продление времени посещения и наращивание количества выставок — не всегда благо. По мнению советника президента по культуре Владимира Толстого, «нужно просто вернуться к пониманию того, что главная задача музея — это изучение фондов, представление и сохранение музейной коллекции».

— Сегодня стремление к цифрам немножко затмило основную музейную деятельность, — отметил советник. — Сейчас самое время вернуться к основным музейным функциям. И самим музейщикам, и Министерству культуры уделять этой главной задаче как можно больше внимания.

Меры безопасности

С сохранностью экспонатов на временных выставках у музеев также имеются проблемы. Например, картина Куинджи не была оснащена сигнализацией.

— Если на картине нет сигнализации или она не застрахована от всех возможных ущербов, владелец произведения четко осознает все риски. Российские музеи, отправляющие свои картины на выставки, редко просят о сигнализациях, — говорит главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова.

В Русском музее, который предоставил Третьяковке картину Куинджи, отказались от комментариев. 

Третьяковская галерея
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Отдельная тема — подготовка смотрителей, которые, как правило, становятся первым барьером на пути похитителя. По словам Зельфиры Трегуловой, в связи с наплывом посетителей их нагрузка увеличилась более чем в два раза, а штатное расписание осталось тем же. Безопасностью ГТГ занимается ФГУП «Охрана» Росгвардии, но внутри все охранные функции выполняют сами сотрудники музея.

— Сотрудники Росгвардии находятся на постах, влияющих на антитеррористическую защищенность, — пояснил «Известиям» руководитель Федерального координационного центра руководителей охранных структур Александр Козлов. — То есть они обеспечивают соблюдение пропускного режима на входах и контроль за тем, чтобы не проносили запрещенные вещества. А вопросы сохранности ценностей администрация, судя по всему, отдала собственным контролерам, роль которых часто исполняют смотрительницы залов. 

Опрошенные «Известиями» эксперты отмечали неординарность ситуации, случившейся в ГТГ.

— Что получилось в Третьяковской галерее? Смотритель не сработал, сигнализации не было, тревожную кнопку никто не нажал, — недоумевает директор Художественного музея им. И.Н. Крамского (Воронеж) Ольга Рябчикова. — Значит, все-таки где-то сработал, как всегда, наш русский «авось», пофигизм.

Союз музеев уже готовит письмо в правительство РФ о ситуации с охраной музеев, сообщил «Известиям» председатель организации, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Смотритель — наше всё 

Вместе с тем эксперты считают, что институт смотрителей и хранителей себя не исчерпал.

— Возможно, в данном случае они проявили какую-то невнимательность, но пока ничего лучше этого никто не придумал. Система видеонаблюдения — это прекрасно, но люди, которые живут интересами музея годами и десятилетиями, отдают себя служению музеям, по-прежнему, на мой взгляд, остаются актуальными, — подчеркнул Владимир Толстой.

Кражи случаются в любых музеях во всех странах, отметил ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский. В данном случае интересны обстоятельства.

— Куинджи в живописи любил эффекты, и это преступление тоже получилось с расчетом на эффект. Картина была украдена ровно в день рождения Куинджи, изображен Крым, имеющий сейчас такое значение. В общем, это выглядит как акция. Музейному сообществу, конечно, не до шуток, — резюмировал ректор.

Архип Куинджи

Картина А. Куинджи «Ай-Петри. Крым», похищенная из здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, во время изъятия полицейскими с территории строящегося объекта в поселке Заречье

Фото: ТАСС/МВД России/Снимок с видео

На организацию выставочной деятельности этот случай вряд ли повлияет, считает Ольга Рябчикова. Возможно, в дальнейшем будут более жестко прописаны условия предоставления работ и гарантии по их сохранности, но роста цен на страхование предметов искусства она не предвидит. Картина Куинджи, по данным Минкультуры, была застрахована на 12 млн рублей.

По мнению директора Дома-музея И.И. Левитана (Плес) Аллы Чаяновой, «возможное повышение суммы страховки не пойдет на пользу». Страховка, считает директор, не отражает рыночную стоимость произведения. Но если ее повышать, то расходы на организацию выставок существенно увеличатся, и зрители не увидят значимых, интересных экспозиций.

Материал подготовили Марина Иванова, Андрей Туманов, Николай Корнацкий, Наталья Васильева, Зоя Игумнова, Роман Крецул