Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Разведчики ликвидировали бронетехнику и живую силу ВСУ в приграничье Курской области
Мир
В ВОЗ сообщили о более чем 14 тыс. подтвержденных случаев mpox в Африке
Мир
Ассамблея Венесуэлы одобрила антисанкционный «закон Боливара»
Мир
Молдавия пообещала обратиться в ЕК при остановке транзита газа через Украину
Общество
Синоптики спрогнозировали мокрый снег и гололедицу в Москве 29 ноября
Происшествия
Средства ПВО перехватили 30 беспилотников ВСУ над Ростовской областью
Мир
В Тбилиси продолжились протесты в связи с приостановкой переговоров о евроинтеграции
Мир
На приеме 53-го Национального дня ОАЭ указали на важность укрепления партнерства с РФ
Экономика
В РФ доля покупок в рассрочку в «черную пятницу» достигла трети
Авто
В России разработали поправки к закону об ОСАГО
Мир
ЕС назвал условия возобновления процесса переговоров с Грузией о евроинтеграции
Мир
В офисе Нетаньяху не увидели возможности вернуть граждан на север страны
Происшествия
Губернатор сообщил об уничтожении двух дронов ВСУ над Воронежской областью
Мир
Норвегия увеличит помощь Киеву до €3 млрд в 2025 году
Мир
Южная Корея отложит техобслуживание Taurus из-за поставок Украине запчастей
Мир
Правительство Чада разорвало соглашение о военном сотрудничестве с Францией
Наука и техника
Отходы угольных электростанций удешевят производство глинозема
Мир
В Канаде подали в суд на Google из-за злоупотреблений на рынке интернет-рекламы

Пиццикато на борту

Эксперт по этикету и протоколу Альбина Холгова — о том, как без нервов пережить перелет и не разбудить в соседе зверя
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Рейс Дубай–Москва. Командир объявляет, мы приступаем к снижению. Стюардесса идет, проверяет, все ли пристегнуты.

— Девушка, — обращается она к пассажирке, — сумку надо убрать в ручную кладь.

— Так мы сейчас уже сядем...

— А если мы вообще не сядем? — и через паузу добавляет: — Не дай Бог!

Прямо как в анекдоте про пилота, который, заходя на посадку, сказал: «Прежде чем мы приземлимся, я хотел бы воспользоваться случаем и попрощаться со всеми!»

Я не боюсь летать и много раз говорила, что если бы разлюбила этикет и телевидение, стала бы пилотом, но, услышав это, поняла: стюардесса исполнила на моих нервах пиццикато. И, полагаю, не только на моих. Ведь по статистике каждый третий пассажир страдает аэрофобией. Данные центра пилота Алексея Герваша, который помогает людям эти страхи побороть.

Было неприятно. Все промолчали. Проходит минута. Крыши домов в иллюминаторе. Впереди сидящий мужчина, этакий широкоплечий бритоголовый в бейсболке физрук Фома, тычет пальцем в окно и говорит (видимо, дочери-подростку): «Видишь, сколько домов? Если мы сейчас разобьемся… а нас тут вон сколько... то мы все умрём и внизу сколько людей погибнет».

Я прям почувствовала, как во мне в тот момент реинкарнировалась греческая богиня Эриния и пожалела только об одном. Что мы не герои какого-нибудь фильма Тарантино. Потому что вот бы его кто-нибудь тогда.

Если говорить про зимние месяцы, то во время январских каникул россияне летают чаще, и в эту неделю люди еще возвращаются из отпусков. Так давайте вспомним основные правила этикета и этики на борту.

В автомобиле нельзя говорить об автомобильных авариях, на круизных лайнерах — о «Титанике», на борту самолета об авиакатастрофах. Никакого суеверия, прописные истины. Если вы любитель пощекотать себе нервы, ради бога, делайте это наедине с собой, мы тут при чем? Да и потом, есть же в этикете список разрешенных и запрещенных тем. Темы смерти, болезней, неприятных событий — табу. И уж тем более никаких будоражащих нервную систему разговоров не должно быть в непростых условиях. А 10 тыс. м над землей — условие именно такое. Инициировать подобные беседы — это грубо и бестактно по отношению к окружающим. Скрытое насилие, если хотите. «Как это теперь развидеть и разослышать», — будут думать они.

В ситуации, когда кто-то начинает с упоением перечислять главные катастрофы века, например, в идеале попросить о помощи бортпроводника. Долг стюардессы — вежливо пресечь словоблудие. Если же решили действовать самостоятельно, то, обращаясь к нарушителю вашего спокойствия, говорите только о своих чувствах. «Смените тему, вас тошно слушать», — плохой вариант. Большой риск поскандалить. А вот фраза: «Извините, пожалуйста, я очень боюсь летать, прошу вас, перестаньте говорить о катастрофах. Спасибо!» будет иметь другой эффект. Проверено.

Регулируем громкость. О чем бы мы не болтали со спутником, если мы делаем это тихо, то никого не потревожим. А вот диалог в полный голос, даже о выходе новой комедии, причинит дискомфорт. Как и пиликающие, щелкающие мобильные телефоны. Гаджеты, право слово, это какая-то чума. Создавались для удобства, а превратились в орудие пыток. Мы должны помнить, друзья, что в самолете вынужденно находимся рядом. Следовательно, мы просто обязаны быть вежливыми и никому не докучать. Ваш малыш хочет поиграть на планшете? Ничего не имеем против. Надеваете малышу наушники или отключаете звук — и вперед, бороться с монстрами или искать клады.

Фильмы, музыку — то же самое, только в наушниках. Не думайте, что если сделаете звук минимальным, то всё в порядке. Не в порядке. Посторонний шум от техники слышно, он раздражает большинство людей. Странно, что авиакомпании не сообщают перед полетом о подобном запрете. Он, кстати, распространяется на все места общего пользования, аэропорты, вокзалы, общественный транспорт.

Теперь о том, выключать мобильные устройства на борту или нет. Работая над этой колонкой, я задала вопрос двум авиаэкспертам. Оба подтвердили: просьба отключать средства связи это не блажь. Мобильные телефоны действительно способны мешать навигационному оборудованию самолета, создавая наводки и помехи. Особенно опасно, если это произойдет в условиях сильного тумана, когда пилоты физически не видят полосу и ориентируются исключительно по показаниям техники.

А знаете, зачем убирать всё лишнее в ручную кладь? Те же ноутбуки и сумки? На случай экстренной ситуации. Если вдруг самолет сильно тряхнет, наши вещи могут ударить кого-то по голове. Так и сознание легко потерять. А что если в этот момент начнется эвакуация? В общем, как сказал один знакомый летчик-испытатель, все эти правила написаны кровью. Так зачем рисковать?

Здороваться и прощаться с соседями по креслам этикет нас не заставляет. Приветствия глазами будет достаточно. Пассажирам низкого роста вежливый человек всегда поможет разместить ручную кладь.

Когда бортпроводники начали разносить еду и проход забаррикадирован тележкой, пойти в туалетную комнату — дурной тон.

Передавать чужой стакан с соком или водой нельзя. Почему? Да потому что очень часто мы касаемся пальцами того места, которого потом коснутся губы. Откидывать спинку кресла во время еды запрещено. Делать это до или после следует очень плавно и убедившись, что позади сидящему комфортно. Трогать, стучать, дергать (прошу особого внимания родителей с маленькими детьми!) спинку чужого кресла — табу! Хозяин этого кресла всё чувствует, и если эти прикосновения продолжаются, будьте уверены, в этот момент он вас ненавидит.

Если сосед у прохода уснул, а вам нужно выйти, наука о хорошем тоне позволяет его разбудить. Объяснять причины, то есть говорить, что вы хотите в туалет — лишнее. Элегантные люди в обществе это слово вообще не произносят.

Ну и, наконец, аплодисменты. Да или нет. Одни уверены, это дурновкусие, другие парируют — да вы просто не способны ярко выражать эмоции. Как бы то ни было единого мнения на этот счет пока не существует. Если вы спросите меня, я не аплодирую, но и плохого в чужих аплодисментах не вижу. Утверждение, что это мешает пилотам тот самый медийный летчик-испытатель опроверг. Двери кабины бронированные и через них никакие аплодисменты не слышны.

По одной из версий, традиция хлопать в ладоши появилась в Бразилии. Перелеты там были большой редкостью, а значит событием. И хлопали бразильцы вовсе не пилотам, а сами себе. Всё, приземлились! Перихария и карнавал!

Автор — международный эксперт по протоколу и этикету

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир