В четверг, 17 января, Государственная дума приняла заявление «О ситуации вокруг российского участия в Парламентской ассамблее Совета Европы». Документ единогласно поддержали все парламентские фракции. Иначе и быть не могло.
«В сложившейся ситуации Государственная дума не видит оснований для возвращения российской делегации в ПАСЕ и возобновления уплаты Российской Федерацией взносов в бюджет Совета Европы», — констатируем мы в заявлении.
Решение принято, оно было взвешенным и продуманным, выверено каждое слово. Что дальше?
Уже пятый год Россия не участвует в работе Парламентской ассамблеи и два года не платит соответствующие взносы в бюджет организации. Согласно уставным документам Совета Европы, в июне 2019 года наступит тот момент, когда Комитет министров может поставить вопрос о дальнейшем членстве России в организации. Если, конечно, мы сами не сделаем это первыми, устав от нескончаемого потока лжи и русофобских резолюций.
Ситуация может измениться лишь в том случае, если ПАСЕ сама примет волевое решение по выходу из затянувшегося институционального кризиса и поймет справедливость и неизбежность предлагаемых Россией поправок в Регламент организации. Это не наша прихоть, а принципиальный вопрос, который затрагивает интересы всех без исключения национальных делегаций. Только в этом случае Россия направит своих парламентариев для участия в работе ПАСЕ в январе 2020 года. Пока же старейший европейский парламентский орган находится в руках истеричного, но хорошо организованного антироссийского меньшинства, состоящего из представителей ряда стран постсоветского пространства, Скандинавии и Великобритании. Они заполнили собой вакуум, образовавшийся после ухода России в 2014 году.
Кроме того, на данном этапе наших непростых взаимоотношений с ассамблеей и в свете неучастия России в избрании двух третей судей ЕСПЧ нам представляется сомнительной легитимность решений, принимаемых этим органом в отношении нашей страны. Если ситуация не изменится, РФ перестанет признавать выносимые против нее решения.
Несколько сложнее дело обстоит с будущим международных конвенций СЕ, участником которых является наша страна. Они затрагивают практически все сферы жизни — от прав человека до защиты животных и применения допинга, всего более 50. Но в случае выхода из Совета Европы мы автоматически выходим и из этих конвенций, они перестают действовать в отношении России.
Сразу оговорюсь: ситуация не критичная и никаких особых последствий для нас не влечет. Мы можем вновь присоединиться ко всем необходимым нам конвенциям, и не являясь членом Совета Европы.
Подчеркну также, что все ключевые права и свободы человека защищены и закреплены в Конституции России и других законодательных актах.
В заключение хочу напомнить, что когда Россия в 1996 году вступала в ряды этой уважаемой европейской организации, нам казалось, что мы приобщаемся к чему-то светлому, нас окутают пары истинной демократии. И мы старательно менялись и приобщались. Но не менялось отношение к нам, что стало абсолютно очевидно в последние годы.
К сожалению, и мы не смогли повлиять на взгляды уважаемых коллег. Возможно, не хватило пассионарности. Мы не смогли побороть равнодушие к ущемлению прав национальных меньшинств в Прибалтике, оправданию и пропаганде фашизма в восточноевропейских странах, дискриминации и убийству людей на Украине и другим, казалось, очевидным проблемам. Их по-прежнему не будут замечать в ПАСЕ — слишком уж избирательным оказалось зрение у дорогих коллег.
Может быть, через год нашей страны уже не будет в Совете Европы. Но что останется им? Лишь тень Евросоюза.
Автор — заместитель председателя Государственной думы, руководитель российской делегации в Парламентской ассамблее ОБСЕ
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции