Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С 1 января страна начала переходить к новой системе обращения с мусором. Вскрылись старые проблемы и недоработки, на которые экспертное сообщество указывало не раз. В результате во многих населенных пунктах на новогодние праздники происходил коллапс — отходы не вывозили по несколько дней. Давайте разберемся, как формировались проблемы и что поможет их решить.

В конце 2014 года был принят федеральный закон, согласно которому внедрить новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) планировалось с конца 2016 года. Но тогда из-за выявления большого количества проблемных вопросов, о которых многие десятилетия никто не задумывался, и необходимости доработки федерального законодательства, сроки реализации реформы были сдвинуты на два года. Этого времени тоже оказалось недостаточно. С 1 января 2019 года субъекты РФ должны были начать работать с отходами по новым правилам, но не все из них успели выстроить систему: отобрать регионального оператора по обращению с ТКО, установить экономически обоснованные тарифы, рассказать об изменениях населению. В конце декабря 2018 года Госдума предоставила возможность регионам, у которых возникли проблемы с отбором операторов, решить их до 2020 года.

Некоторые субъекты (например, Курганская и Владимирская области, Забайкальский край) решили воспользоваться ситуацией и расторгнуть соглашения с уже выбранными региональными операторами, тем самым очередной раз отсрочив запуск реформы. Однако документ регулирует отношения, когда региональный оператор еще не выбран.  Поэтому расторгнуть соглашение с такой компанией администрация субъекта может только по обоюдному согласию в рамках подписанного соглашения.

Большинство российских субъектов (около 70) всё же перешли на новую систему обращения с ТКО полностью или на отдельных территориях. Но они столкнулись с проблемами, о которых говорили еще в 2017-м, когда первые регоператоры начали свою работу в Астраханской и Ивановской областях и Краснодарском крае. Это прежде всего отсутствие достаточной разъяснительной работы среди населения, нехватка информации о потребителях и состоянии контейнерных площадок, некорректные нормативы сбора мусора, повышение цены на вывоз отходов в связи с изменением состава затрат. Другие сложности связаны с включением в тариф НДС, платой за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО и др.

Все эти проблемы в конечном итоге привели к чересчур повышенному вниманию к этому вопросу и не всегда обоснованному стремлению властей занизить тариф для граждан или норматив накопления ТКО. Таким путем решили пойти Орловская и Липецкая области. Вместе с тем, любое отклонение от реальных показателей в конечном итоге приведет к банкротству регионального оператора и захламлению территории, так как вывозиться будут только те объемы отходов, которые были оплачены и учтены в расчетах.

Все перечисленные проблемы могут быть решены ориентировочно через год нормальной работы регоператоров, если последует поддержка от администраций субъектов. Дело в том, что еще предстоит корректировка территориальных схем обращения с отходами, нормативов накопления ТКО, утверждение тарифов, а также работа с гражданами. Людям необходимо объяснить работу властей по созданию новых заводов и разработке информационных систем с данными о передвижениях мусоровозов.

Чтобы оказать такую поддержку, в том числе финансовую, создана единая федеральная публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с ТКО — «Российский экологический оператор» (РЭО). Указ об этом президент подписал 14 января 2019 года.

Основные задачи новой структуры: координация органов всех уровней власти, регионов и участников бизнеса, экспертиза территориальных схем и разработка рекомендаций по их корректировке, привлечение частных инвестиций в отрасль за счет различных механизмов и формирование законодательных инициатив. Фактически РЭО станет центром компетенций, ответственным за реализацию реформы обращения с ТКО.

Одновременно компании необходимо будет внедрять наилучшие технологии и обеспечивать цифровизацию всего процесса обращения с отходами. Именно поэтому она может выступать заказчиком, оператором и разработчиком информационных систем в этой сфере.

Современные информационные системы уже позволяют наиболее оптимально распределять потоки отходов как внутри субъекта, так и между несколькими регионами, считать экономически обоснованные тарифы, отображать движение мусоровозов, состояние контейнерных площадок и полигонов. В ближайшем будущем должна появиться Единая территориальная схема обращения с отходами. Важно, что кроме выполнения стратегических задач она позволит контролировать движение всех мусоровозов в реальном времени, получать автоматически достоверную информацию со всех полигонов, сортировок, провести инвентаризацию всей отрасли: от каждого контейнерного бака до большого объекта инфраструктуры.

Автор — генеральный директор производственной компании

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир

Загрузка...