Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Исповедь персоны: к юбилею Бергмана переиздана его автобиография

Книга «Моя жизнь» читается как увлекательный киносценарий
0
Фото: Getty Images/Liselotte Erben
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На русском языке переиздана автобиография Ингмара Бергмана Laterna magica, написанная шведским режиссером в 1986 году и ставшая в свое время сенсацией. С предельной откровенностью автор «Персоны» и «Седьмой печати» рассказал о своем драматичном детстве, отношениях с женщинами, конфликтах с коллегами по цеху… Треть века спустя эта книга воспринимается уже не как признание о наболевшем, но как готовый сюжет для бергмановского фильма.

Советское издание Laterna magica (под «магическим фонарем» имеется в виду кинопроектор) появилось почти сразу после шведского, в конце 1980-х, и давно уже стало библиографической редкостью, как и более поздние переиздания в составе сборников. Новый перевод Александра Афиногенова выполнила к 100-летию со дня рождения Бергмана. Сначала текст вышел под твердой обложкой — с названием «Шепоты и крики моей жизни», а позже в продаже появился «мягкий» вариант (книга датирована уже 2019-м). Заглавие там редуцировано до совсем уж примитивного «Моя жизнь».

Впрочем, эта безыскусность не отменяет главного: автобиография Бергмана — шедевр мемуаристики, который читается взахлеб, даже если вы равнодушны к кинотворчеству автора. Все дело — в обжигающей искренности и разрушении стереотипов. Свое детство режиссер описывает почти без идиллических мотивов — напротив, припоминает родителям, брату и сестре обиды и несправедливости. И мы сразу понимаем, из чего выросли многие бергмановские киносюжеты.

О подростковых годах Бергман рассказывает, не стесняясь подробностей: полстраницы посвящено лишению девственности с некрасивой 14-летней подругой — единственной в классе, кто готов был дружить с тощим нескладным мальчишкой; еще несколько страниц — признанию в юношеских симпатиях к нацистам: в 1930-х Бергман, приехавший по школьному обмену в Германию, был заворожен выступлением фюрера.

Шокирует и описание взрослых любовных отношений Бергмана: своих жен и подруг он бросал, невзирая на их чувства, болезни, появившихся детей. Причем в мемуарном изложении не видно раскаяния автора — скорее режиссер сетует на возникавшее у него иногда чувство вины как на помеху. В общем, Laterna magica — выразительное напоминание о том, что в собственной жизни художник далеко не всегда соответствовал тем нравственным идеалам, которые задает в творчестве.

Вместе с тем и по сути, и по форме автобиография ближе к художественному произведению, нежели просто к воспоминаниям — настолько она нестандартно выстроена и драматургически продумана. Рефреном проходит здесь тема детских переживаний: как в «Фанни и Александре», Бергман исследует душу ребенка, задыхающегося в атмосфере ханжества, грубости и нелюбви. Только в Laterna magica этот ребенок — он сам.

И становится ясно, что корень многих психологических проблем Бергмана, включая его жестокость по отношению к чужим чувствам и патологическую неверность, — в его детстве. Многие исследователи предполагают, что режиссер намеренно сгустил краски и что-то даже присочинил. Поверить в это сложно — насколько реалистично выглядят все описанные им эпизоды. Одно бесспорно: даже рассказывая о собственной жизни, Бергман оставался прирожденным сценаристом. И это его как личность характеризует ярче всего. Объявив о завершении кинокарьеры в начале 1980-х, Бергман не мог расстаться с кино и видел собственную жизнь только в свете «магического фонаря».

Прямой эфир