Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Политолог назвал прекращение Венгрией поставок топлива Киеву вынужденным ответом
Общество
Путин заявил о необходимости продолжить работу в рамках социальной газификации
Общество
Атомный ледокол «Сибирь» отправили в замерзающий Финский залив
Мир
Вучич заявил о готовности Сербии вступить в ЕС без права вето
Мир
Британия открыла представительство посольства во Львове
Общество
Путин поблагодарил правительство РФ за работу по модернизации здравоохранения
Общество
В России будут совершенствовать систему оплаты труда медработников
Общество
ГП отзовет иск об изъятии активов двух цементных заводов на Кубани
Общество
Путин отметил важность современных больниц для повышения качества жизни россиян
Общество
Роспатент получил заявку на товарный знак якобы от имени Долиной
Общество
Путин назвал демографию национальным приоритетом РФ на годы вперед
Спорт
На аэродроме Минспорта в Тверской области провели акцию «Воздушная Олимпиада»
Общество
В Петербурге могут запретить работу трудовых мигрантов в торговле
Мир
Суд Москвы получил протокол на бывшего «народного губернатора» Донецкой области
Мир
The Economist указал на работу США по возможному снятию санкций с РФ
Общество
В Госдуме напомнили об изменении порядка оплаты ЖКУ в России с 1 марта
Мир
Переговоры России, Украины и США в Женеве завершились

Исповедь персоны: к юбилею Бергмана переиздана его автобиография

Книга «Моя жизнь» читается как увлекательный киносценарий
0
Фото: Getty Images/Liselotte Erben
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На русском языке переиздана автобиография Ингмара Бергмана Laterna magica, написанная шведским режиссером в 1986 году и ставшая в свое время сенсацией. С предельной откровенностью автор «Персоны» и «Седьмой печати» рассказал о своем драматичном детстве, отношениях с женщинами, конфликтах с коллегами по цеху… Треть века спустя эта книга воспринимается уже не как признание о наболевшем, но как готовый сюжет для бергмановского фильма.

Советское издание Laterna magica (под «магическим фонарем» имеется в виду кинопроектор) появилось почти сразу после шведского, в конце 1980-х, и давно уже стало библиографической редкостью, как и более поздние переиздания в составе сборников. Новый перевод Александра Афиногенова выполнила к 100-летию со дня рождения Бергмана. Сначала текст вышел под твердой обложкой — с названием «Шепоты и крики моей жизни», а позже в продаже появился «мягкий» вариант (книга датирована уже 2019-м). Заглавие там редуцировано до совсем уж примитивного «Моя жизнь».

Впрочем, эта безыскусность не отменяет главного: автобиография Бергмана — шедевр мемуаристики, который читается взахлеб, даже если вы равнодушны к кинотворчеству автора. Все дело — в обжигающей искренности и разрушении стереотипов. Свое детство режиссер описывает почти без идиллических мотивов — напротив, припоминает родителям, брату и сестре обиды и несправедливости. И мы сразу понимаем, из чего выросли многие бергмановские киносюжеты.

О подростковых годах Бергман рассказывает, не стесняясь подробностей: полстраницы посвящено лишению девственности с некрасивой 14-летней подругой — единственной в классе, кто готов был дружить с тощим нескладным мальчишкой; еще несколько страниц — признанию в юношеских симпатиях к нацистам: в 1930-х Бергман, приехавший по школьному обмену в Германию, был заворожен выступлением фюрера.

Шокирует и описание взрослых любовных отношений Бергмана: своих жен и подруг он бросал, невзирая на их чувства, болезни, появившихся детей. Причем в мемуарном изложении не видно раскаяния автора — скорее режиссер сетует на возникавшее у него иногда чувство вины как на помеху. В общем, Laterna magica — выразительное напоминание о том, что в собственной жизни художник далеко не всегда соответствовал тем нравственным идеалам, которые задает в творчестве.

Вместе с тем и по сути, и по форме автобиография ближе к художественному произведению, нежели просто к воспоминаниям — настолько она нестандартно выстроена и драматургически продумана. Рефреном проходит здесь тема детских переживаний: как в «Фанни и Александре», Бергман исследует душу ребенка, задыхающегося в атмосфере ханжества, грубости и нелюбви. Только в Laterna magica этот ребенок — он сам.

И становится ясно, что корень многих психологических проблем Бергмана, включая его жестокость по отношению к чужим чувствам и патологическую неверность, — в его детстве. Многие исследователи предполагают, что режиссер намеренно сгустил краски и что-то даже присочинил. Поверить в это сложно — насколько реалистично выглядят все описанные им эпизоды. Одно бесспорно: даже рассказывая о собственной жизни, Бергман оставался прирожденным сценаристом. И это его как личность характеризует ярче всего. Объявив о завершении кинокарьеры в начале 1980-х, Бергман не мог расстаться с кино и видел собственную жизнь только в свете «магического фонаря».

Читайте также
Прямой эфир