У нас читающая страна и читающие дети. Многочисленные книжные фестивали и ярмарки, где всегда есть детские программы и юные посетители, — тому подтверждение. Перед началом этих мероприятий множество критиков и институций выдвигают свои топ-листы, списки лучших книг для детей. Но почему-то в этих списках большую часть занимают произведения западных авторов.
Так получается вроде бы по объективным причинам: у нас почти не выпускают отечественных авторов. И не потому что они плохи. Есть же Андрей Усачев, Тим Собакин, Станислав Востоков, Артур Гиваргизов, Нина Дашевская, Эдуард Веркин, Сергей Седов, но читатель о них, как правило, знает мало. Вот и выходит, что издательствам незачем заниматься просветительством, проще купить права на хорошую западную серию той же Джоан Роулинг ли Якоба Вегелиуса, это точно обеспечит продажи.
Конечно, дети обожают читать про проделки Карлсона и Эмиля Свенсона, отслеживать судьбы Гарри Поттера, его потомков и приятелей, смотреть хорошо иллюстрированные западные атласы по мировой истории, медицине, биологии. Но получается, будто бы мы готовим своих детей к жизни на Западе — ведь в переводных художественных книгах описаны реалии жизни там, а в научно-популярных делается акцент на открытиях иностранных ученых.
Опять будто само собой мы забываем свое — изобретения и открытия, сделанные в России. Ведь «ядерный щит», благодаря которому наша страна удерживает свои позиции, построили ученые и инженеры, бывшие мальчишки и девчонки, увлеченные книгами «Занимательная физика» и «Занимательная математика». Но этим книгам уже много лет. С тех пор возникли десятки новых наук. Пора издавать «Занимательную биофизику» или «Занимательную биоинженерию», объяснять ребятам, что такое нанотехнологии, ДНК, ультразвук.
Да, детская книжная отрасль понесла огромные потери, об этом не говорил только ленивый. В стране дважды за ХХ век менялся государственный строй, а с ним и книжная логистика: сначала закрылись частные издательства и было построено здание советской литературы, потом монополисты ушли, закрылись журнал «Детская литература», Дом детской книги, Ассоциация детских писателей. Потом — и это период безвременья пошел — появились сотни малых издательств, энтузиасты и доброхоты, которые издают отечественную детскую литературу порой себе в ущерб.
Но сожалеть о былом бессмысленно. Пора начинать строить. Нам нужны серии книг о вкладе отечественных исследователей в науку, нужны отечественные энциклопедии. Вопрос — кто же будет продвигать подобные книги, поддерживать их издания — столь же наболевший, сколь и риторический. Наверное, это надо делать всем миром — от Российской академии наук, если она заинтересована в кадрах, и до Министерства обороны, если оно заинтересовано в технике и технологиях: всем надо обратить внимание на отечественную познавательную литературу и поддержать ее.
Конечно, существует фонд «Просветитель», но он занят поддержкой просвещения взрослых: умные дяди одной специальности просвещают умных дядей из другой. Дело важное, спору нет: односторонний специалист флюсу подобен, как говаривал Козьма Прутков. Но не следует забывать о детях и подростках, от которых зависит будущее страны.
Дети ведь любят, когда их занимают по-настоящему интересными и важными делами, а не пустыми компьютерными играми и стрелялками. Только так мы сможем вырастить следующее поколение научных работников, которые будут способны решать сложнейшие задачи на самом высоком уровне. Чтобы страна была сильной, детям нужно читать умные книги. Однако мало их написать или отобрать при помощи всевозможных жюри и экспертных советов, важно донести их до читателя. Ведь новинки, изданные тиражами в 2–3 тыс. экземпляров, не выходят за пределы Москвы или крупных городов Центральной России.
Вместе с дирекцией Российской государственной детской библиотеки в рамках ежегодного фестиваля мы придумали такой выход: привозим лучшие книги в «Артек» и «Сириус», лагеря, где собираются самые продвинутые дети и подростки со всей страны. Кто-то отвезет их в районные библиотеки. Но, конечно, этим должны заниматься не только энтузиасты. Надо построить целую систему, которая бы способствовала продвижению лучших детских книг в стране.
Книга — это не только культурный код, но и ген. Как биофизик приведу такую аналогию: представьте, как генный инженер выбирает лучшие культуры и размножает их в чашке Петри. Ничего феерического там не происходит, но микроорганизмы постепенно набирают силу, превращаясь иногда в гигантов. Сейчас точно так же надо поступать с детскими книгами, особенно с той их частью, которую можно назвать научно-просветительской.
Фактически библиотека — та среда, где книга размножается: по числу выдач увеличивается тираж. Каждое прочтение книги — считывание гена культуры. Увеличивая тиражи достойных книг, мы растим число детей, для которых книга может определить судьбу.
Автор — писатель, директор Всероссийского фестиваля детской книги, лауреат премии «Ясная Поляна», доктор физико-математических наук
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции