Чтобы не накликали: отменен приговор за репост экстремистской картинки
Обвинительный приговор суда первой инстанции по делу о возбуждении ненависти и вражды из-за размещения в соцсети картинки впервые был отменен Московским городским судом 25 декабря. Ранее в октябре российский президент Владимир Путин внес в Госдуму проект закона, частично декриминализирующий соответствующую статью Уголовного кодекса. Подробности — в материале «Известий».
Президиум Мосгорсуда вмешался в судьбу Евгений Корта, осужденного по ч. 1 ст. 282 УК РФ, отменив решение Зеленоградского суда столицы, согласно которому молодой человек сначала получил один год колонии-поселения (после апелляции срок был заменен штрафом в 200 тыс. рублей). Окончательное решение примет суд первой инстанции.
Сидит с репостным лицом
Проблемы у студента Евгения Корта начались после того, как он перепостил в соцсети «ВКонтакте» снимок, на котором изображен известный националист Максим Марцинкевич по прозвищу Тесак и человек, загримированный и одетый, как поэт Александр Пушкин.
За эти действия в интернете молодой человек попал на карандаш к силовикам и вскоре в отношении него было возбуждено уголовное дело по статье о разжигании ненависти. Главным аргументом правоохранителей была экспертиза, которая признала, что в изображении присутствует «совокупность психологических и лингвистических признаков унижения нерусских».
«В день обыска оперативники ходили, матерились — ты [зачем] такие картинки создаешь, ты повар, ты должен создавать страницы про пироги», — приводит слова Корта сайт zelenograd24.ru. Также он жаловался правозащитникам и общественникам, что следователи якобы подсунули его родным допросы, в которых они свидетельствуют, что он тяготел к фашизму. Близкие позже отказались от своих слов, но суд в последствии к запоздалому отказу отнесся скептически.
Стоит отметить, что следствие собрало немало доказательств того, что молодой человек придерживался ультраправых взглядов. Очевидный факт заключается в том, что студент действительно был поклонником Третьего рейха, массу материалов о гитлеровцах и запрещенную литературу нашли у него в рамках расследования сотрудники правоохранительных структур.
Итогом разбирательства с репостом стал обвинительный приговор Зеленоградский райсуда от 3 ноября 2016 года — Корт получил 1 год колонии-поселения. После обжалования решения приговор был смягчен и заменен на штраф в 200 тыс. рублей. Кстати, деньги для Корта собирали, что называется, всем миром — был открыт специальный счет для пожертвований.
Стоит также пояснить, что картинка, о которой идет речь, вовсе не безобидная — в кадре ранее неоднократно судимый националист Тесак угрожает применить насилие в отношении импровизированного поэта Пушкина, сопровождая насильственные действия ксенофобскими высказывания.
«Мы считаем, что даже если Корт симпатизирует нацистской идеологии, как следовало из содержания его аккаунта в соцсети, публикация одного изображения не являлась достаточным основанием для привлечения его к уголовной ответственности и тем более чрезмерным было назначение реального срока за это деяние», — говорится на сайте информационно-аналитического центра правозащитной организации «Сова».
Напомним, что Максим Марцинкевич в настоящий момент арестован по делу о нападении на предполагаемых наркоторговцев по статьям о разбое и хулиганстве, умышленном уничтожении имущества и экстремизме. Ранее он был осужден за экстремистские высказывания в клубе «Билингва». В 2009 году он также был привлечен к ответственности за разжигание розни — он инсценировал казнь мигранта из Средней Азии и выложил запись постановки в интернет. Суд тогда приговорил его к 3,5 года колонии.
Верховный суд разъясняет
Замена Корту года колонии-поселения на штраф связана с сентябрьскими рекомендациями Верховного суда учитывать контекст при рассмотрении дел об экстремизме в интернете. То есть, судья должен учитывать при рассмотрении личность человека, который привлечен к ответственности, разделяет ли он радикальные взгляды или перепостил материал, что называется, по глупости или по ошибке. Также следует анализировать записи человека в комментариях к картинкам и видео.
Например, житель Старого Оскола, устроивший на своей странице в соцсети опрос для дипломной работы, посвященной экстремизму, получил 2,5 года колонии-поселения. Суд не принял во внимание цель публикаций, которые показались правоохранителям экстремистскими.
Верховный суд также уточнил, что решение по каждому конкретному случаю должен принимать судья, независимо от мнения, высказанного экспертом, проводившим исследование и анализ материала, выложенного подсудимым в Сеть.
— Сообщество юристов, безусловно, приветствует эти разъяснения ВС РФ, это положило конец штамповке уголовных дел по одному шаблону без изучения личности подсудимого. В подобного рода преступлениях обязательно нужно доказывать мотив и цель, которую якобы преследовал человек, размещая материал в сети. Человек часто размещает картинку, не вникая в глубинную ее суть, не зная о двойном дне. Ситуация начала меняться в лучшую сторону после разъяснения суда, — сказала «Известиям» адвокат Ирина Дюбина.
Оздоровление
Еще одним шагом к оздоровлению практики по уголовным делам об экстремизме в соцсетях стал законопроект российского президента Владимира Путина, предусматривающий административную ответственность за публикацию экстремистского материала. Правда, в случае повторной публикации запрещенного контента в течение года с момента привлечения за проступок, наступает и уголовная ответственность. По аналогии с ездой за рулем в состоянии алкогольного опьянения.
Как писали СМИ, в связи с инициативой главы государства официальная статистика зафиксировала резкий спад привлечения людей за репосты по ст. 282 УК РФ. Так, по данным прокурорской статистики, уже в октябре было зарегистрировано в 4,5 раза меньше таких преступлений (16 против 72). Правозащитник Павел Чиков связал это с тем, что стало бессмысленно возбуждать дела, которые позже придется прекращать.
— Задумка правильная, человек должен иметь шанс исправиться. И тем не менее есть вероятность того, что привлечение гражданина за проступок станет инструментом давления в руках силовиков, отвечающих за борьбу с экстремизмом. Дело в том, что с административной практикой в стране еще больше проблем, чем с уголовной. Человеку очень сложно защищать свои права в рамках такого производства, и судебная практика складывается, как правило, в пользу государственных органов, — считает адвокат Дюбина.
Стоит пояснить, что состав преступления в ст. 282 УК РФ, говоря на юридическом языке, формальный, то есть при совершении противоправного деяния не обязательно наступление общественно опасных последствий. Пока, исходя из диспозиции нормы, допустимо привлечение к уголовной ответственности из-за фотографии, но здесь необходимо доказать субъективную сторону — в частности, умысел.
— Умысел очень трудно доказать. Тем не менее необходимо отталкиваться от системности подобных правонарушений в доказывании умысла. Любая разовая, случайная картинка не должна становиться основанием для вынесения обвинительного решения, сопряженного с реальным наказанием, — заявил «Известиям» Александр Кошкин, юрист фонда поддержки пострадавших от преступлений.