Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд в Дагестане арестовал еще пять энергетиков по делу о хищении 2,8 млрд рублей
Мир
Хуситы сообщили об атаке на сухогруз MSC Darwin в Аденском заливе
Происшествия
Два человека погибли в результате обстрела Донецка со стороны ВСУ
Общество
Пушилин освободил от должности замруководителя администрации главы ДНР
Экономика
ЦБ сообщил об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Мир
Лукашенко освободил Косинца от должности помощника президента
Происшествия
Корреспондент «Известий» показал последствия обстрела Донецка ВСУ
Общество
Власти Тюменской области предупредили о вторичном подъеме уровня воды у Ишима
Общество
Застрявшему в Москве круизному лайнеру «Сергей Дягилев» разрешили отплыть
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди с грозой в Москве 26 апреля
Наука и техника
Космонавты Кононенко и Чуб закончили первый в 2024 году выход в открытый космос
Мир
В МАГАТЭ заявили о сохранении непредсказуемой ситуации на ЗАЭС
Мир
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США руками Зеленского
Наука и техника
В России разрабатывают многоразовые ступени ракет-носителей
Экономика
«Газпром» сообщил о поставках на российский рынок рекордного объема газа
Экономика
Количество фейковых приложений банков выросло на четверть

Не в глаз, а в мозг: почему от 3D-кино болит голова

Неприятные ощущения чаще возникают у зрителей, которые не пользуются бинокулярным зрением при обработке объемной информации
0
Фото: Getty Images
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Почти половина людей получает представление об объемных свойствах картинки не за счет разницы изображений для левого и правого глаза (параллакс), а с помощью других зрительных данных. Этот феномен, названный стереослепотой, ученые считают одной из причин неприятных ощущений при просмотре 3D-кино. Впрочем, со временем глаза и мозг кинозрителей адаптируются к восприятию стереоизображения.

Теория и практика 3D-кино основаны на том, что человек способен ощущать объем, прежде всего благодаря так называемому бинокулярному зрению. Этот психофизиологический механизм основан на параллаксе — небольшом различии картинок, наблюдаемых левым и правым глазом, которое интерпретируется мозгом человека как представление об объемных свойствах предмета.

Но почему часть зрителей после просмотра 3D-фильмов жалуется на головную боль и резь в глазах? Ученые решили понять природу этих явлений. В Институте проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН провели исследования того, как глаза воспринимают динамическую стереокартинку.

Выяснилось, что только половина зрителей видят объем с помощью бинокулярного зрения. Мозг же других строит объемную интерпретацию картинки, опираясь на разные признаки пространственного расположения предметов: заслонение дальних объектов ближними, геометрию теней, различия в расстояниях наземных объектов от линии горизонта, перспективную трансформацию объектов. Всего ученые выявили примерно полтора десятка подобных критериев.

У таких зрителей в условиях просмотра динамичных кадров стереофильмов возникает так называемая стереослепота — отказ мозга воспринимать объем, несмотря на наличие бинокулярных параллаксов. Причем подобная киношная стереослепота может присутствовать даже у людей, способных ощущать стереоэффект при просмотре неподвижных картинок в стереоскопе.

— Полученные нами результаты серьезно меняют представления ученых о причинах зрительного дискомфорта при просмотре стереокино, — считает руководитель работ, главный научный сотрудник лаборатории зрительных систем ИППИ РАН Галина Рожкова.

3d

Впрочем, дискомфорт возникает не только у тех, кто страдает стереослепотой. Как рассказал «Известиям» завлабораторией стереокинематографа Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ), легендарный создатель отечественных стереотехнологий Сергей Рожков, в 3D-кино много таких сцен, где возникает противоречие аккомодации (наведения глаз на резкость) с конвергенцией (сведением двух оптических осей для осмотра приближающегося предмета). Мозг испытывает повышенное напряжение от необходимости сохранять экран в фокусе и одновременно осматривать предмет, находящийся как будто перед носом. В результате зритель после просмотра фильма ощущает отчетливое недомогание.

Еще одна существенная причина 3D-дискомфорта — грубые технические ошибки производителей фильма. Как ни удивительно, они часто встречаются в прокатных версиях даже самых известных лент. Их изучают в лаборатории компьютерной графики и мультимедиа факультета вычислительной математики МГУ. Там утверждают, что один из самых распространенных огрехов при производстве стереофильма — перепутывание ракурсов: правому глазу показывают картинку, предназначенную левому, и наоборот. Образуется обратный параллакс: сцена как бы вывернута наизнанку. В природе подобных изображений не бывает, и потому их «дешифровка» становится испытанием для человеческого мозга.

— Хотя бы пара планов с перепутанными ракурсами попадается практически в каждом фильме, — утверждает старший научный сотрудник лаборатории Дмитрий Ватолин. — Даже в «Аватаре» мы обнаружили одну ошибку подобного рода в сцене длительностью около трех секунд.

По мнению Дмитрия Ватолина, главная причина таких ошибок — не беспечность, а профессиональная деформация восприятия кинематографистов, работающих с 3D. Они во время работы настолько привыкают к динамической стереокартинке, что некоторые проблемы, хорошо ощущаемые неискушенным зрителем, перестают вызывать беспокойство у профессионалов.

К счастью, стойкие привычки и навыки просмотра трехмерных динамических сцен, считает Галина Рожкова, — дело наживное, — и в самом ближайшем времени их в полной мере обретут не только профессионалы, но и большинство самых обычных зрителей. Более того, по ее мнению, стереофильмы должны создавать гораздо меньшую психофизиологическую нагрузку на зрителя, чем обычные двумерные. Просто к 2D-формату мы привыкали с детства, а к 3D еще только адаптируемся.

 

Прямой эфир