Мы живем в сложном, запутанном и необыкновенно взаимозависимом мире, в мире, который претерпевает тектонические изменения. Именно об этом говорил президент России на своей ежегодной пресс-конференции, в ходе которой международной ситуации было уделено очень серьезное внимание.
В свое время — когда мировая наука точно убедилась в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а в космосе бесчисленное количество звезд, — появилось понятие небесной механики, науки о движении небесных тел. Сегодня международная ситуация необычайно усложнилась и уровень непредсказуемости мирового развития радикально повысился. Поэтому впору говорить о том, что нам нужна своего рода новая международная механика, новая система понимания международных процессов, умение разбираться их в сущности и делать осмысленные и достаточно надежные прогнозы.
О таком широком, комплексном взгляде на положение дел в мире и говорил президент. И вполне символичным кажется то, что Владимир Путин, касаясь международных проблем, в первую очередь высказался об угрозе ядерной войны. Он надеется на то, что у человечества всё же хватит здравого смысла не рисковать своей жизнью и благополучием и тем самым обеспечить базовое условие поступательного развития — глобальный мир. В состоянии, которого, кстати, люди живут уже семьдесят с лишним лет. Причем, хочу отметить, — несмотря на многочисленные локальные конфликты — живут довольно успешно. В целом никогда прежде люди не жили так хорошо. Что, к несчастью, только подчеркивает уровень угроз этому, так непросто достигнутому благополучию.
Жанр пресс-конференции не предполагает системного изложения политических теорий. Однако ответы Владимира Путина — помимо всего прочего — ясно продемонстрировали наличие общей логики в подходе к ключевым международным проблемам.
Прежде всего точкой отсчета в мировых делах выступает Россия, причем Россия в мировом контексте. О чем бы не шла речь — о мирном договоре с Японией, об отношениях с Украиной, о российско-китайском сотрудничестве, о «деле Скрипалей» или о деле Хашогги (который, кстати, был гостем Ближневосточного Валдая в 2017 году) — во всех случаях президент отмечал значимость интересов российского народа, которые, по словам российского лидера, «защищаем аккуратно, без всякого хамства». Вместе с тем эти интересы помещены, повторю, в международный контекст: от общей безопасности до мировой экономики. Более того, без решения общемировых вопросов собственное развитие России будет затруднено.
Также в большинстве ответов совершенно отчетливо звучала мысль о том, что только договоренности, как двусторонние, так и многосторонние могут служить основой устойчивого развития. Равно как и соблюдение правил, принятых в мире. Сравнивая, например, «дело Скрипаля» (который жив) и дело Хашокджи (который погиб), Владимир Путин обратил внимание на несоразмерность, несопоставимость и предвзятость реакции на них.
Тема мировой экономики, экономических отношений, как важнейшего элемента мировой конструкции, как драйвера развития, улучшения общеполитической ситуации, прозвучала совершенно ясно. Собственно, это постулировало самое начало президентской пресс-конференции. Владимир Путин начал с постановки задачи развития, изменения самого качества российской экономики, которая должна быть адекватной уровню мирового развития. Без этого невозможно никакое успешное существование страны.
Так что в известном смысле была нарисована некая последовательность действий на международной арене. Она должна основываться на интересах собственной страны, ее суверенитете, с одной стороны, и на понимании растущей взаимозависимости государств — с другой. Затем с учетом этого понимания должны возникать договоренности и правила, опираясь на которые страны смогут устойчиво развиваться и взаимодействовать. Причем эти правила и договоренности, процедуры должны носить внутренний и внешнеполитический характер, иметь внятное, желательно демократическое происхождение. Именно такой подход, кстати, и проявился в ответе на вопрос о положении дел в Афганистане и переговорах с «Талибаном»: без компромиссов в современном мире невозможно, хотя и роль военной силы преуменьшать нельзя.
Еще более показательным оказался ответ на вопрос о претензиях России на мировое господство. Россия стремится быть равной среди равных, подчеркнул Владимир Путин, и жить в мире, в котором есть правила и право, международные институты, основанные на согласии этим правилам следовать. Та же мысль прозвучала и в характеристике российско-американских отношений.
В общем, на пресс-конференции Владимир Путин в той или иной степени высказался если не по всем существенным международным вопросам, то по очень многим. И, как мне кажется, самое интересное в этих ответах — общий взгляд на мировую систему, некоторые элементы того, что я назвал выше мировой механикой.
Уровень проблем, о которых шла речь на пресс-конференции, конечно же, различается, как и их вес на мировой арене. Но такова особенность современного мира, что и маленькие, и большие проблемы пересекаются самым причудливым образом, создают некий новый уровень запутанности, взаимозависимости. Brexit и сирийская ситуация, мирный договор с Японией и отношения с Китаем, российско-американские противоречия и положение дел в Афганистане — все вопросы, что задавались на пресс-конференции, странным и причудливым образом влияют друг на друга. И потому только некий универсальный подход может сработать. Если хотите, ко всем проблемам должен быть применен общий метод, естественно, прилагаемый к конкретным ситуациям в конкретных обстоятельствах.
Автор — председатель совета Фонда развития и поддержки дискуссионного клуба «Валдай», декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, член Союза писателей
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции