Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны России сообщило о подвигах российских военных в зоне СВО
Мир
Пашинян оценил отношение граждан Армении к сближению с ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Минтруд сообщил о введении электронных удостоверений с QR-кодом для пенсионеров
Мир
Пашинян сообщил о продвижениях в переговорах между Арменией и Азербайджаном
Мир
NYT узнала о планах назначения конгрессвумен Грин главой подкомитета DOGE
Мир
Байден провел телефонный разговор с Макроном после испытания «Орешника»
Экономика
Экономист указал на интерес ЕС к удобрениям из РФ из-за надежности поставок
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
Медведев допустил применение РФ ядерного оружия при необходимости
Мир
Маск пообещал улучшить эффективность расходов США на оборону
Мир
Медведев указал на способность Трампа завершить конфликт на Украине
Интернет и технологии
WhatsApp добавил функцию расшифровки голосовых сообщений на русском языке
Мир
Доклад гендиректора ЮНЕСКО по безопасности журналистов не был утвержден
Мир
Замглавы Гагаузии назвал обыски в его доме политическим давлением властей Молдавии
Мир
Минздрав Канады сообщил о крупнейшей за девять лет вспышке кори
Мир
Глава МИД Венгрии назвал санкции США против Газпромбанка угрозой для Европы
Армия
МО РФ рассекретило документы к 80-й годовщине освобождения Моонзундского архипелага

Z-финансы: чем отличается поведение подростков и 30-летних

Банкам придется делать ставку на цифровые технологии, чтобы заинтересовать молодежь
0
Фото: ТАСС/Сергей Савостьянов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Банки борются за клиентов 30 лет, которые имеют стабильный заработок и планируют свои расходы. Но на смену миллениалам приходит поколение Z — современные подростки 18 лет. Именно они в ближайшем будущем станут основными потребителями финансовых услуг. Z не любят ходить в отделения банков, хотят видеть палитру предложений при выборе того или иного продукта, умеют анализировать информацию, но не намерены жить в кредит. По словам экспертов, пока эти люди — активные наблюдатели на банковском рынке, но постепенно они вовлекаются в процесс взаимодействия с кредитными организациями. Чтобы привлечь молодежь, финансовым институтам необходимо делать ставку на развитие интернет- и мобильного банка, уверены аналитики.

«Я лучше накоплю на что-то сама»

Молодежь не хочет жить в кредит. При обслуживании в банке граждане поколения Z боятся сделать неправильный выбор. Родители не помогают им с этим, опасаясь упреков в будущем. Страх у старшеклассников вызывает как сама возможность попасть в кабалу, так и непрозрачные условия кредитования, указал зампред Локо-банка Андрей Люшин. Да и сами финансовые институты не спешат выдавать ссуды молодежи, учитывая отсутствие стабильного заработка. Максимум банк может предложить старшекласснику кредитную карту с небольшим лимитом (до 30 тыс. руб­лей).

— Я лучше накоплю на что-то сама, чем обращусь в банк за займом, — рассказывает 18-летняя Дарико. — Боюсь не справиться с нагрузкой и выйти на просрочку. Я только недавно устроилась на работу продавцом-консультантом в салон сотового оператора, мой доход в месяц составляет 20 тыс. руб­лей, и лучше я откажусь от покупки в случае нехватки денег, чем влезу в долговую яму.

По словам Дарико, в будущем она рассматривает только крупные кредиты (ипотека, автоссуда), когда зарплаты будет хватать как на текущие расходы, так и на ежемесячные платежи по займам.

— Распыляться на небольшие займы, например на покупку смартфона, я не хочу, — говорит Дарико. — Но через некоторое время я готова себе оформить кредитную карту, чтобы копить мили на поездки.

Подростки редко обращаются в финансовые институты не только за кредитами. Как показывает индекс разочарования молодежи (The Millenial Disruption Index), 71% cтаршеклассников скорее проконсультируются по экономическим вопросам со своим лечащим врачом, чем с банкиром, а 73% поколения Z будут решать возникшие проблемы через Google.

Справка «Известий»

30-летних граждан относят к поколению миллениалов, или Y, 15–18-летних — к центениалам, или Z. Такую классификацию придумали в 1991 году социологи Уильям Штраус и Нейл Хоув. Согласно исследованию агентств MAGRAM Market Research и PBN Hill+Knowlton, поколение Y является более консервативным и живет по средствам, а Z с удовольствием тестирует новинки. 30-летние нацелены на крупные покупки и «всё свое», 15–18-летним это не нужно. Им важнее инвестировать в свое образование и развитие, путешествия.

 

 

Активные наблюдатели

Пока старшеклассники являются наб­людателями на финансовом рынке. У них часто нет собственных накоплений, им нечем распоряжаться. Многие из них в 18 лет находят первую работу, но в основном для удовлетворения своих потребностей они прибегают к помощи родителей. Во многом такая позиция школьников складывается потому, что взрослые не привлекают детей к экономическим вопросам.

В пресс-службе проекта Минфина по финансовой грамотности отметили: только 16% родителей в России советуются с детьми по поводу планирования семейного бюджета. Еще 11% держат Z в курсе трат и доходов семьи, но ребенок не может оказывать влияние на решения родителей относительно расходов и сбережений. Только 33% взрослых регулярно выделяют деньги детям на карманные расходы. Поэтому собственные финансовые знания молодежь черпает из доступных ей источников — в основном из интернета и от знакомых.

Банковский опыт Z основывается на сообщениях в социальных сетях, авторитетном мнении со стороны, считает управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова. Они заведомо с подозрением относятся к мелкому шрифту в договорах, но не любят его читать, добавила эксперт.

Молодежь пользуется теми продуктами финансовых институтов, которые им доступны. Как правило, это дебетовые карты (и за редким исключением кредитки с небольшим лимитом), интернет- и мобильный банк. Z привыкли переводить друг другу деньги безналичным способом. Центениалы на ты с технологиями, поэтому они предпочитают по минимуму посещать отделения финансовых институтов, чтобы провести ту или иную операцию. Через интернет- или мобильный банк они платят за телефон, совершают покупки в онлайн-магазинах и открывают вклады при наличии сбережений. Выбирая тот или иной продукт кредитных организаций, они делают ставку на наглядность. Им важно видеть всю палитру услуг в одном месте. Старшеклассники умеют анализировать информацию, сравнивать различные предложения, поэтому для них важно, чтобы все подводные камни, комиссии, прочие условия были прописаны. Z не любят звонить в банк, предпочитая обращаться к чат-ботам на сайте кредитной организации.

Поколение людей до 20 лет характеризуется большой вовлеченностью в цифровые технологии, указали в пресс-службе ВТБ. Учащиеся старших классов предпочитают дистанционные сервисы и расчеты в безналичной форме, прежде всего через смартфоны, добавили там. Основные их расходы направлены на образование, говорят в банке.

«Я могу позволить себе жить взаймы»

В отличие от старшеклассников, 30-летние являются не просто наблюдателями, а активными пользователями банковских услуг. Как правило, у них уже есть семья, накопления, стабильный заработок, они копят на вкладах, инвестируют в ценные бумаги, пояснила начальник отдела развития пассивных и комиссионных продуктов департамента развития розничного бизнеса Связь-банка Надежда Куликова. Миллениалы активно живут взаймы, добавила она. Как правило, у них есть кредитная карта, автоссуда, ипотека, указала Надежда Куликова. Они часто занимают на ремонт, отпуск. 30-летние планируют свои траты, ведут учет доходов и расходов, что позволяет им выстраивать стратегию жизни взаймы. Пользуясь кредиткой, они стараются укладываться в льготный период (составляет до 100 дней), погашая ежемесячные платежи из зарплаты. Покупки делают именно по карте, потому что за эти операции предусмотрен возврат средств до 5–20% от суммы. Ипотечные и автозаймы они оформляют только при наличии стабильного заработка. Взяв крупные кредиты, они стараются удержаться на работе, а в случае потери места срочно найти замену, пояснила Тамара Касьянова.

— У меня кредитная карта и потребзаем, по которому я плачу 40 тыс. в месяц, — рассказывает 30-летняя Юлия, работающая в крупном банке. — Это накладывает на меня серьезные обязательства. Экономлю, при покупках выбираю наиболее выгодные предложения, смотрю на скидки. Плюс у меня есть вклад на черный день. Если я лишусь места в компании, смогу первое время гасить ссуды без выхода на просрочку. Также мне помогает муж: большую часть семейных трат он берет на себя.

Y, как и Z, являются активными пользователями интернет- и мобильного банка, предпочитая совершать платежи и переводы онлайн. Также дистанционно они обращаются за ссудами, открывают вклады, погашают налоги. 30-летние не боятся сделать выбор: им хватает на это жизненного опыта. В отличие от старшеклассников миллениалы привыкли дотошно изучать тексты договоров, в том числе условия, прописанные мелким шрифтом. Когда у 30-летних возникают финансовые воп­росы, они обращаются к менеджеру банка через колл-центр или чат на сайте кредитной организации.

Чтобы соответствовать запросам Z, банки должны вкладываться в цифровое развитие — то есть в интернет- и мобильные приложения, в которых всё максимально понятно, указали в Новикомбанке. В Альфа-банке отметили: сегодня для 14% 30-летних важно мобильное приложение банка, тогда как среди старшеклассников таковых 29%.

И за ними будущее, тем более что представители поколения Z очень быстро учатся всему, включая экономию. По данным международного исследования Организации экономического сотрудничества и развития, отечественные школьники заняли четвертое место в мире по уровню финансовой грамотности в прошлом году. Россия опередила Нидерланды, Австралию и США, поднявшись с 10-го места. Результаты нынешнего года еще не опубликованы.

Читайте также
Прямой эфир