Покупка ВТБ одного из крупнейших банков Тюменской области, Запсибкомбанка, смотрится довольно логично на фоне общей политики региональной экспансии государственной кредитной организации. Около месяца назад ВТБ уже анонсировал приобретение Саровбизнесбанка и «Возрождения». У этих кредитных организаций сильные позиции на рынках Нижегородской и Московской областей соответственно.
Новость вызвала неоднозначную реакцию — многих она заставила вспомнить о перманентно идущем процессе концентрации активов в этом секторе. Действительно, по последним данным ЦБ, на 1 октября этого года на долю пяти крупнейших российских банков приходилось 59,9% активов всей системы, а на долю 20 крупнейших — 80,8%. Для сравнения на начало 2016 года, на долю топ-5 приходилось 54,1% активов, а на топ-20 — 75,7%; на начало 2010-го эти цифры составляли 47,9% и 68,3% соответственно.
Стоит отметить, что процессы консолидации и региональной экспансии компаний федерального уровня идут не только в финансовой сфере, но именно для этого сегмента они особенно оправданы экономически. Современная розничная финкомпания — это прежде всего значительные вложения в технологии, IT-инфраструктуру; малым и даже средним организациям сложно поддерживать инвестиции на должном уровне и конкурировать по качеству и себестоимости услуг с крупными.
Другое дело, что именно в банковском секторе — в отличие, например, от сегмента инвестиционных компаний — перераспределение рынка происходит в основном в пользу игроков с государственным участием. Но это тема отдельного разговора, скорее теоретического и макроэкономического. Если же говорить о чисто практических аспектах, государственные банки — такие же участники рынка, как и частные, и деньги считать умеют. А значит, покупка ВТБ региональных банков вызвана экономическими соображениями, желанием увеличить долю рынка.
Это стремление выглядит вполне естественным — сейчас российские банки активизируют работу, прежде всего, в сфере кредитования. В самом деле, если взглянуть на статистику Центробанка, видно, что за последний год рост объема кредитов физлицам составил 21,5%, компаниям — 9,4%. Для сравнения: по итогам 2017 года эти показатели составили 12,7% и 0,2% соответственно; по итогам 2016-го объем кредитов физлицам вырос лишь на 1,1%, объем кредитов юрлицам — упал на 9,5%.
И с данной точки зрения экспансия ВТБ — хороший знак. Когда банки, да и любые другие организации, активизируются в борьбе за клиентов, когда растет конкуренция на рынке банковских услуг, это всегда на пользу клиентам. Можно ожидать, например, улучшения условий розничного кредитования, повышения качества и технологичности банковских сервисов по рынку в целом.
Приведу простой пример. В сентябре-октябре этого года практически все крупнейшие банки подняли ставки по депозитам физических лиц — в среднем примерно на 0,25–0,5 процентного пункта (п.п.). И это после почти четырех лет практически непрерывного снижения. Сами банки чаще всего объясняли свои действия тем, что в середине сентября ЦБ повысил ключевую ставку. Однако, думается, это не единственная и даже не главная причина. И вот почему.
Дело в том, что ставки на финансовом рынке довольно сильно выросли задолго до решения ЦБ, еще в первой половине августа. Это хорошо почувствовали, например, те инвесторы, которые предпочитают депозитам облигации: в августе можно было вложить средства в российские государственные бонды и долговые бумаги ведущих российских эмитентов с доходностью 8–10% годовых, что значительно превышало среднюю доходность рублевых банковских вкладов (4,98% годовых на срок до года, 5,74% — на срок от одного до трех лет, по данным ЦБ).
Я, конечно, далек от мысли, что частные вкладчики вдруг в массовом порядке «прозрели» и кинулись переводить деньги с депозитов в облигации — общий уровень финансовой грамотности у нас в стране, увы, не настолько высок. Но вот банкиры, безусловно, профессионалы, они поняли, что возможность размещать деньги с большей доходностью (например, в облигации, а также при кредитовании) означает для них и возможность платить больший доход по вкладам. И тут, мне кажется, сработал принцип конкуренции. Трудно сказать, кто «первый начал», у каждого банка свои особенности, своя политика. Но очевидно, что, когда 1–2 крупных банка подняли ставки по вкладам, остальные не могли остаться в стороне. И это, безусловно, пошло на пользу вкладчикам.
Поэтому каждый раз, когда мы читаем о стремлении банков активнее бороться за клиентов, можно лишь радоваться — это, по большому счету, означает рост конкуренции, что нам, как клиентам банков, только на руку. Как минимум, до тех пор, пока на рынке остается больше одного банка.
Автор — заместитель генерального директора инвестиционного холдинга «Финам»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции