«Один пояс — один путь» как практическая платформа для процветания всех стран
Эту инициативу он озвучил, выступая в Казахстане. Его речь называлась символично — «Развивать дружбу между народами, совместно создавать прекрасное будущее». Через месяц в Индонезии Си Цзиньпин выступил с речью «Совместное построение сообщества общей судьбы Китай — АСЕАН» и призвал создать морской Шелковый путь XXI века.
За пять лет к стратегии «Один пояс — один путь», объединившей предложения по интеграции, присоединились Россия, другие страны ЕАЭС, АСЕАН, Саудовская Аравия и другие государства. В сентябре прошел Пекинский саммит форума китайско-африканского сотрудничества. В его рамках проект был объединен с программой ООН «Повестка дня для устойчивого развития до 2030 года» и стратегией развития Африканского союза до 2063 года.
Концепция «Одного пояса — одного пути» сформулирована и закреплена в документах таких организаций, как Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности. О сотрудничестве с Китаем договорилось свыше сотни стран, включая государства Латинской Америки и Карибского бассейна.
КНР строит транспортную инфраструктуру для развития Нового шелкового пути. Так, например, в конце 2016-го началось возведение высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая свяжет Китай с Лаосом. Еще один важнейший проект — строительство дороги Джакарта — Бандунг (Индонезия), которая сократит путь почти на четыре пятых. И это лишь один пример из многих. Не остается в стороне развитие портовой инфраструктуры: завершено строительство порта Хамбантота в Шри-Ланке, частично сдан в аренду China Ocean Shipping Company греческий порт, налажено сотрудничество с ОАЭ по морской гавани Халифа. Кроме того, КНР добилась запуска новых авиарейсов — 90 компаний в 37 странах работают на регулярных рейсах более чем в 50 городов.
Активная работа ведется по сотрудничеству в области энергетики. Здесь основные партнеры — Россия и Пакистан. С 15 странами подписаны документы о партнерстве по строительству цифрового Шелкового пути.
Расширение сотрудничества затрагивает, конечно, и торговлю. В прошлом году объем внешней торговли Китая вырос на 11,4%, достигнув $4,11 трлн. За семь месяцев 2018-го объем импорта и экспорта КНР по странам, присоединившимся к стратегии «Один пояс — один путь», увеличился на 11,3%.
Все больше государств придерживается принципа совместного производства, строительства и использования. С 2013 года Китай создал более 80 линий экономических и торговых связей, в них вложено $28,9 млрд. За счет этого создано 244 тыс. рабочих мест, на которых теперь трудятся местные жители. По данным на май, КНР заключила 16 соглашений о свободной торговле почти с 25 странами. Торговые партнеры работают на четырех континентах, половина из них — в странах, задействованных в проекте «Один пояс — один путь».
Китай не только инвестировал за рубеж, но и сам привлекал иностранных предпринимателей, поддерживая высокие бизнес-стандарты. За семь месяцев 2018-го государства «Одного пояса — одного пути» инвестировали в КНР на 29,8% больше по сравнению с прошлым годом.
«Выдвинутая Китаем инициатива «Один пояс — один путь» предоставила важную платформу для продвижения международного сотрудничества, предложила новое мышление, а также выявила ключевую направляющую роль», — отмечал Генсекретарь ООН Антониу Гутерреш. Он подчеркивал, что эта стратегия позволила запустить новые инфраструктурные проекты, привлечь инвестиции в развивающиеся страны и снизить безработицу. «Строительство «Одного пояса — одного пути» представляется взаимовыгодным и выигрышным для всех сторон», — заявлял Гутерреш.
Проекты в рамках и около «Одного пояса — одного пути» требуют крупных финансовых вложений и соответственно гибкой банковской системы. Китайские финансовые организации провели множество сделок за пять лет. На строительство четвертой ступени Лаосской электростанции Китайский банк развития предоставил кредит в размере $770 млн. Торгово-промышленный банк Китая привлек почти $5 млрд на реализацию проектов в Мозамбике. К концу 2017-го на проекты «Одного пояса — одного пути» Китайский банк развития выдал кредиты на общую сумму более $180 млрд. На призыв к реализации совместных проектов откликнулись и иностранные финансовые структуры. Транснациональная финансовая корпорация Standard Chartered Group заявила, что предоставит кредит на сумму не менее $20 млрд. На Новый Шелковый путь также встали финансовые структуры Citigroup и HSBC. Китай также предложил создать Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIBB), который возглавил совместно с Россией и Индией. В 2014-м появился Новый банк развития БРИКС.
Экономическое сотрудничество — не единственная сторона партнерства между странами — участницами стратегии «Один пояс — один путь». Не менее активно создаются проекты по культурным и гуманитарным обменам. За пять лет Китай подписал 76 двусторонних документов о сотрудничестве в области культуры и туризма. В сентябре 2017 года в Китае был учрежден Всемирный туристический альянс. За пять лет также появились альянсы Международного театра, музеев, художественных фестивалей и библиотек, открылась художественная галерея «Шелковый путь».
«Один пояс — один путь» выгоден всем странам. В декларации по итогам китайско-африканского саммита говорится, что цель стратегии — «достичь беспроигрышной ситуации, построить всеобъемлющую инфраструктуру по разумной цене, получив широкую выгоду, в соответствии с национальными и местными условиями».