Право на штурвал: командиров кораблей ждут за партой
Для командиров боевых кораблей и судов серьезно ужесточили требования. Теперь они должны каждый год проходить переэкзаменовку. Раньше сдавать экзамен на право управления кораблем приходилось раз в четыре года. Если командир провалится, его тут же отстранят от должности. В последние годы количество боевых походов выросло в несколько раз, поэтому ежегодное подтверждение квалификации капитанов не будет лишним, считает командование ВМФ.
В Главкомате Военно-морского флота «Известиям» рассказали, что в условиях повышенной интенсивности мореплавания командный состав ВМФ теперь будет ежегодно подтверждать допуск к управлению плавсредствами. Перед строгими экзаменаторами предстанут все командиры боевых кораблей и судов вспомогательного флота.
На Балтийском флоте свою профессиональную квалификацию уже подтвердили командиры и старшие помощники кораблей первой линии — от базового тральщика до эскадренного миноносца. Экзаменационная сессия состоялась в начале октября. Занятия были спланированы так, чтобы на протяжении недели командный состав смог показать знания по всем основным направлениям своей деятельности.
На каждом из военно-морских флотов страны сформированы специальные экзаменационные комиссии. Билеты разработали начальники управлений, отделов и служб. В них вошли вопросы, касающиеся как правил навигации, так и систем вооружения, устройства важнейших узлов, а также механизмов кораблей и судов ВМФ.
На экзамене проверяются как теоретические знания, так и практические умения офицеров, в том числе по принятию решений, связанных с управлением кораблем и экипажем в экстремальных ситуациях или боевых условиях. Немаловажно и знание навигации, правил мореплавания и безопасного применения штатных оружейных систем корабля.
От экзаменов освобождаются только те офицеры, которые по уважительной причине не могли явиться в учебные аудитории, так как находятся в море. Им предстоит сдать экзамены по индивидуальному графику сразу же после возвращения на базу.
Экзамены — это серьезное профессиональное испытание, отметил бывший главнокомандующий Черноморским флотом Игорь Касатонов.
— Командиры кораблей и судов с ним справляются — сдают с первого раза, — рассказал «Известиям» Игорь Касатонов. — Бывают, конечно, единицы несдавших. Они на пересдаче исправляют свои оценки.
Тем не менее в прошлом году было несколько серьезных происшествий с кораблями ВМФ. В апреле в Черном море в результате столкновения с иностранным сухогрузом «Ашот-7» затонуло исследовательское судно «Лиман». Все 78 членов команды «Лимана» были спасены. А в декабре сухогруз «Орка-2» протаранил БДК «Ямал», повредив ему борт.
Подобные происшествия происходят во всех флотах мира. В прошлом году корабли ВМС США записали себе в пассив три столкновения. В августе в Малаккском проливе эсминец «Джон С. Маккейн» столкнулся с танкером, повредив корму. 10 его моряков числились пропавшими без вести, позже их тела нашли в одном из отсеков. В июне у берегов Японии эсминец «Фитцжеральд» столкнулся с контейнеровозом, погибло семь военнослужащих. В том же месяце у берегов Южной Кореи ракетный крейсер «Лейк Чемплейн» протаранил небольшое рыболовецкое судно. Пострадавших не было.