Пике тефлонового канцлера: целая эпоха уходит в прошлое
Ангела Меркель уходит с поста председателя ХДС, и вместе с ней уходит целая эпоха в европейский политике. О намерении покинуть пост лидера партии канцлер заявила сразу после объявления итогов выборов в Гессене, где ее партия одержала пиррову победу, получив больше всех голосов, но при этом серьезно ухудшив свой предыдущий результат. Неудача в Гессене оказалась последней в череде политических разочарований, преследующих старшего партнера в правящей коалиции. Подробности — в материале «Известий».
Меркель уже объявила, что останется канцлером до 2021 года, но на следующий срок баллотироваться не будет. «Тефлоновая Ангела», как прозвали ее газетчики за умение выходить сухой из воды, устала от власти, а немцы и вся Европа, похоже, подустали от Меркель. Человека, который был лицом Германии и Евросоюза больше 20 лет, пора бы и сменить.
Фрау Меркель навсегда войдет в историю как человек, стоявший у руля Европы в преддверии крупных катаклизмов. 18 лет во главе партии, четырежды выигранные выборы, неофициальный титул лидера ЕС — о таких достижениях другим лидерам остается только мечтать.
Вовремя предать
Меркель часто называют креатурой Гельмута Коля: именно западногерманский канцлер сделал из бывшей комсомолки из ГДР настоящего политика. В 1998 году, когда Коль вынужден был уйти в отставку после финансового скандала и председателем партии стал Вольфганг Шойбле, Меркель заняла пост генсека. Скандал, однако, набирал обороты, и в итоге его маховик выбросил из руководства партии и самого Коля, сохранявшего пост почетного председателя, и сменившего его Шойбле.
Меркель, которую Коль ласково звал mein Mädchen — «моя девочка», опубликовала открытое письмо, где подвергла его разгромной критике. Этот шаг, который одни сочли проявлением принципиальности, а другие — вовремя случившимся предательством, привлек на ее сторону симпатии партийцев и помог стать председателем ХДС, а затем и канцлером Германии — первой женщиной на этом посту.
Нет смысла перечислять в хронологическом порядке все перипетии внутринемецкой политической борьбы. Меркель оказалась достойной наследницей железных канцлеров: всё время пребывания у власти она крепко держала государственное кормило, ведя Германию и весь Евросоюз через экономические кризисы, наплыв мигрантов и войну на востоке Украины.
При этом ей не были присущи размах, большие планы и грандиозные свершения. Вместо того чтобы строить будущее, она предпочитала шаг за шагом улучшать настоящее. Кто-то видел в этом проявление типичного бюргерского подхода, который позволил Германии стать одной из самых стабильных и предсказуемых стран мира. Другие полагали, что эта стратегия является изначально проигрышной в стремительно меняющемся мировом порядке.
Стабильность в 2%
Меркель шла к власти с концепцией «новой социальной рыночной экономики» — очередного извода типичного хадээсовского Soziale Marktwirtschaft, при которой рынок должен служить людям, а государство не должно влезать глубоко в экономические дела, лишь иногда корректируя бизнесменов, если они забывают о социальной ответственности в погоне за прибылью.
В принципе всё более или менее получилось, благо никаких серьезных изменений не требовалось: канцлер просто шла по пути, который для нее проложили предшественники. Как отмечала сама Меркель на форуме в Давосе, на Европу приходится 7% населения Земли, 25% ВВП и 50% всех социальных трат. Немецкая экономика при фрау развивалась медленно, но постоянно, демонстрируя рост от 0,5 до 2,5%. В 1970–1980-х такие темпы роста назывались индийскими и они казались очень скромными на фоне прыжков «азиатских тигров». Провал в немецком развитии случился лишь однажды — в 2009 году, по итогам мирового финансового кризиса.
Новым испытанием для Германии стал кризис еврозоны. Меркель повела себя как жесткий политик. В то время как страны юга Европы лихорадило, Германия дала понять, что не намерена выступать гарантом по долгу союзников по еврозоне. Никаких денег в долг: выделение средств — только по итогам масштабных реформ, делающих невозможным новый кризис. Пока греки затягивали пояса, Германия со своим профицитом внешнеторгового баланса собирала сливки. В конечном счете она получила $9 млрд в свои государственные обязательства — люди предпочитали вкладывать деньги в почти не приносящие дохода, но надежные бумаги.
Своим заведомым хладнокровием Меркель выбивала козыри из рук тех, кто заранее именовал ее «фюрерин», намекая, что Германия непременно воспользуется ситуацией, чтобы взять под контроль весь Евросоюз. Этого так и не произошло, хотя южноевропейцы всё равно затаили обиду на немцев — не за то, что взяли в долговую кабалу, а за то, что помогли недостаточно.
Камень преткновения
Во внутренней политике эпоха Меркель запомнится не успешными социальными программами, а миграционным кризисом. Частично виновата в нем сама канцлер: в 2015 году она объявила, что ФРГ готова предоставить убежище всем, кто пытается спастись от идущей в Сирии войны. Известие об обещании быстро разлетелось по всему Ближнему Востоку, и огромная масса людей, включая тех, кто до тех пор и не думал о переселении, ринулась в Германию.
Политика Меркель получила неофициальное название Wir schaffen das — «Мы справимся». Она произнесла эту фразу 31 августа 2015 года после визита в лагерь беженцев под Дрезденом. «Мы справились со многим, справимся и с этим», — пообещала тогда Меркель. Все последующие инциденты с беженцами, включая новогодний кошмар в Кельне, нападение на полицейских в поезде под Вюрцбургом, расстрел в Мюнхене, не заставили Меркель отступить от своей политики — по крайней мере, на первый взгляд.
На самом же деле уже с сентября Германия начала постепенно закрывать южные границы и вводить систему квот, чтобы взять поток беженцев под контроль. Получилось не очень: в феврале 2016 года немецкое МВД признало, что просто потеряло около 100 тыс. человек из миллиона с лишним, пересекшего границу ФРГ. Многие из них осели в стране и продолжают жить на нелегальном положении.
Последствия невиданной щедрости своего канцлера Германии предстоит еще оценить. С одной стороны, экономика страны получила мощный прилив рабочих рук. С другой — многие из тех, кто бежал с Ближнего Востока, принесли свои обычаи и традиции с собой. Они сильно отличаются от турецких рабочих, ожидая от властей особого отношения.
Одно можно сказать уже сейчас: решение Меркель предоставить убежище миллиону с лишним человек подставило ее под огонь критики справа. Партия «Альтернатива для Германии» (AfD), выступающая с евроскептических позиций, в 2013 году не сумела провести в бундестаг ни одного депутата. Уже в 2017-м, взяв на вооружение антимигрантскую риторику, она превратилась в третью партию в стране, получила 12,6% голосов и 94 депутатских мандата, а к 2018 году обзавелась фракциями во всех немецких ландтагах.
На последних выборах в Гессене, после которых фрау Меркель приняла решение об отставке, AfD набрала 13,1% (против прежних 4,1%) — самый большой прирост голосов на фоне остальных партий. Таким образом, Меркель, сама того не желая, взрастила настоящих немецких правых, выдав им все козыри, необходимые для завоевания народной поддержки.
Кроме того, неуклюжая попытка снять с Германии миграционное бремя обернулась для Меркель конфликтом с «новой Европой». Вышеградская группа — Польша, Чехия, Словакия и Венгрия — выступила резко против квот на мигрантов, которые Меркель и евробюрократия пытались распределить по странам ЕС. Это был открытый мятеж, подавить который канцлеру не удалось. Дошло до того, что польские представители отказались подписывать декларацию саммита ЕС, обвинив Берлин в попытке «немецкого диктата». Ко всему этому добавилась проблема Brexit, с которым Меркель также ничего не смогла сделать.
Полуразобранный центр силы
Достижения внешней политики фрау канцлерин вообще весьма сомнительны. Немецкие вооруженные силы расширили свое присутствие за рубежом, но во всех миссиях они играли вспомогательную роль, своей кровью оплачивая внешнеполитические амбиции США — в том числе в Афганистане, где немецкий контингент является вторым по численности после американского.
Меркель пришлось нелегко: весь мир рассматривал ее не просто как немецкого канцлера, а как неформального лидера ЕС, и каждое ее слово воспринималось как глас объединенной Европы. Она всегда пыталась проводить равноудаленную политику, не сближаясь слишком сильно ни с США, ни с Россией. Серьезным испытанием для нее стал украинский кризис: ЕС не смог просчитать возможные последствия слишком быстрого сближения с Киевом и ставки на украинскую оппозицию, а затем сам загнал себя в сложную ситуацию, вводя против России всё новые и новые санкции и даже не рассматривая других методов достижения целей.
Но самое главное, ЕС при Меркель сильно сдал позиции на международной арене. Если в начале 2000-х он еще рассматривался многими как альтернативный центр силы, то к 2018-му подошел в полуразобранном состоянии. Внутренние конфликты, демонстративный выход Британии, неспособность создать собственные вооруженные силы и скоординировать внешнюю политику — всё это симптомы кризиса, в развитии которого Меркель принадлежит немалая роль.
Разумеется, свято место пусто не останется. До момента, когда Меркель покинет кресло канцлера, еще три года — за это время ХДС определится с новым руководством. Вопрос в том, насколько это руководство сможет соответствовать тем масштабным сдвигам, которые происходят в мире.
Ситуация меняется стремительно, ось ключевых событий всё сильнее смещается в Азию. Роста в 2%, который показывала немецкая экономика в прошедшие годы, уже недостаточно: для того, чтобы не отстать, Евросоюзу и его ядру, Германии, нужно бежать со всех ног, консолидировать ряды, быть готовым на резкие и неожиданные повороты во внешней политике — короче говоря, приспособиться к условиям нового жестокого мира.
Если новый немецкий лидер сможет это сделать, ЕС имеет все шансы остаться одним из полюсов силы. Но задача это непростая: груз, который оставила после себя фрау Меркель, может оказаться слишком тяжел.