Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат выходит драма «Два билета домой» режиссера Дмитрия Месхиева. Фильм повествует об интернатской девочке Любе Васнецовой, стоящей на пороге новой жизни. Государство дает ей квартиру, девушка мечтает уехать в столицу учиться на стюардессу, но неожиданно узнает, что ее отец жив. Сценаристом, продюсером и исполнителем роли отца выступил Сергей Гармаш. Накануне премьеры корреспондент «Известий» побеседовал с народным артистом России.

 Сергей Леонидович, вы из полной семьи. Почему вас заинтересовала тема сиротства?

— Эта история не рождалась из-за того, что мне захотелось поразмышлять на тему сиротства. Я думаю, любому человеку, каким-то образом связанному с кино и театром, иногда в голову приходят сюжеты. Это естественно. Когда-то много лет назад режиссер Дима Воронков написал по моей идее сценарий «Дорога к океану». Он до сих пор лежит нереализованный где-то в библиотеке Госкино.

Так же совершенно случайно мне пришла в голову идея о девочке-сироте, стоящей на пороге нового этапа жизни и вдруг узнающей, что она не сирота. Девочка начинает винить во всех бедах отца. Из детского максимализма вырастает желание его убить. Не знаю, откуда пришел этот импульс. Я и сейчас думаю о разных историях, они бродят у меня в голове, и это нормально.

Кадр из фильма «Два билета домой»

Кадр из фильма «Два билета домой»

Фото: Наше Кино

— То есть время от времени вы кое-что пишете в стол?

— В стол — это громко сказано. Я в дневник записываю. Там есть какие-то сюжеты, обозначенные одним предложением или абзацем, а какие-то вообще двумя словами. Сценарий фильма «Два билета домой» я написал сам, затем мы его разрабатывали с режиссером Димой Месхиевым и сценаристом Машей Ошмянской. Работу начал в прошлом году в конце мая. В это время я снимался в Петербурге в картине «Ленинград 46». Собственно, на этом же проекте писать и закончил, но уже осенью. Летом продолжал работу в отпуске в Турции и Крыму. Писал очень не последовательно, по-киношному. Каждый раз говорил себе: «Сегодня я сяду и еще что-то напишу». И вот это «сегодня сяду» превращалось в неделю, но потом все-таки заставлял себя и продолжал работу.

— Подозреваю, что проникнуть в мир юной девушки не так-то просто, учитывая, что с годами наши ощущения и эмоции стираются.

— У меня не стираются. Я вообще убежден: чем больше ты в себе хранишь настоящего, подлинного, детского, чем больше помнишь на уровне ощущений и запахов, тем это полезнее для здоровья. Какие-то ощущения первой влюбленности, юношеского максимализма я помню до сих пор. Был такой в жизни случай, когда я спустя 20 лет перечитал свое письмо из армии, которое написал девушке. Конечно, был поражен, потому что это был с одной стороны я, а с другой — не я. Я уже так не разговаривал, у меня была другая интонация.

— На этой картине вы впервые выступили в качестве продюсера. Мне всегда казалось, что актер и продюсер — профессии несовместимые. Первая, грубо говоря, про чувства, человека и судьбу, а вторая — про то, что и как можно продать.

— Это вам казалось. На самом деле многие актеры продюсируют фильмы со своим участием. В России такая модель появилась относительно недавно, а, к примеру, в Америке, служащей так или иначе идеальным представлением об индустрии, подобная практика существует долгие годы. В моей жизни института продюсерского кино до начала 1990-х годов не было. А американская актриса Джейн Фонда была продюсером многих своих картин еще в 1970-е. Так что актерство и продюсерство — вещи вполне совместимые и нормальные. Когда мы искали деньги для запуска проекта, я подключился к процессу. Ничего невероятно трудного для артиста в этом деле нет, только повышенная инициатива сделать хорошее кино.

Режиссер Дмитрий Месхиев и актёр Сергей Гармаш на 29-м Открытом Российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи

Режиссер Дмитрий Месхиев и актёр Сергей Гармаш на 29-м Открытом Российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— В черновой версии у фильма было другое название.

— Да, изначально сценарий назывался «Дочь». Потом Дима предложил «Преданные», так как «Дочерей» на экраны вышло уже столько, что можно просто потеряться. Хотя мне это название нравится. В итоге остановились на «Двух билетах домой».

— Оно более символично в контексте самой истории. Считаете, что у каждого человека есть шанс вытянуть второй билет?

— Наверное, скажу, что у каждого, потому что я оптимист. Мы с вами прекрасно понимаем, что кто-то даже не задумывается об этом билете, а кто-то будет ждать его всю жизнь и приложит огромное количество усилий. Но может сложиться так, что удача человеку не улыбнется.

— Вы принимали участие в отборе актрисы на главную роль?

— Да, Дима отсматривал актрис в Питере, а я в Москве. Ко мне приходили девчонки, я их снимал на телефон, отправлял Диме. Некоторых из них мы пригласили на пробы. А потом я приехал на заключительный этап, мы отсмотрели всех претенденток и поняли, что Маша (актриса Мария Скуратова. — «Известия») органичнее всего смотрится в этой роли. Маше 23 года, но выглядит она совсем юной.

Актриса Мария Скуратова

Актриса Мария Скуратова

Фото: vk.com/Мария Скуратова

— Что-то на площадке советовали юной коллеге?

— Она безумно ответственна. Месхиев устроил ей эксперимент. Со мной такой тоже проделывали в молодости. Маша снималась, не читая сценария. Каждый день узнавала на площадке что-то новое про свою героиню. Спокойно пошла на это, и, думается, только выиграла.

— Ваш родной театр «Современник» возвращается в свой дом на Чистых прудах. Уже были там?

— Конечно. Ремонт идет полным ходом, всё замечательно. Осталось совсем немного. Строители укладываются в сроки. Мы с нетерпением ждем праздника, когда наконец вернемся домой. Это должно случиться вот-вот — в декабре.

— Если немного пофилософствовать, вас не печалит, что вместе со старой краской и креслами могут пропасть следы отцов-основателей театра?

И при Ефремове, и при Табакове, и при Кваше, и при Дорошиной каждый год происходили ремонты. Появлялась новая краска, да и кресла мы в свое время меняли. Это всё такая косметика... Важны стены. В театре они главные. Так что дух, если вы об этом, оттуда не ушел. Когда мы уезжали, то разрезали свой занавес, распилили сцену, и каждый забрал себе по кусочку. В духовном смысле у каждого актера «Современника» хранится кусочек истории театра — той самой, где, как вы изволили выразиться, оставили свои следы многие прекрасные артисты, которых с нами, увы, нет.

— Если не секрет, у вас в этом сезоне намечается премьера?

— Секрета никакого нет. Может быть, да, а, может, и нет. Пока, честно говоря, не знаю.

Актеры Сергей Гармаш и Игорь Скляр во время прогона спектакля «С наступающим» на сцене театра «Современник»

Актеры Сергей Гармаш и Игорь Скляр во время прогона спектакля «С наступающим» на сцене театра «Современник». 2015 год

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

— У вас давно не было премьер. Не огорчает?

— Так жизнь сложилась. Мы не так давно репетировали спектакль, но в итоге он не вышел. Оказался не совсем удачным. Так бывает. Конечно, я с удовольствием сыграл бы. Но скажу вам, что для меня это не проблема. Я не страдаю, а жду ролей. К ситуации отношусь спокойно, поскольку мне близко выражение «Лучше меньше, да лучше».

— Крайний вопрос…

— Вы же журналист, почему говорите «крайний»? Грамотно — последний.

— Штамп кинематографа. На съемочных площадках обычно говорят «крайняя смена»...

— Бред! Вы когда-нибудь слышали выражение «крайние новости» или «крайние достижения науки»? Или в литературе: «крайний день пребывания в имении»? Это бредятина, которую придумали суеверные киношники. Мол, чтобы проект не стал последним, нужно говорить «крайний». Последний — это продолжение жизни и движения, потому что значит «идти по следу».

Когда-то какой-то летчик придумал выражение «крайний прыжок», а потом с чьей-то легкой руки эта фраза перекочевала в кинематограф. Меня коробит, когда молодые люди так говорят. Спросите любого человека моего возраста: кто-нибудь так выражается на съемочной площадке? Это придумало ваше необразованное поколение.

— Спасибо, учту. Про фильм еще хотел спросить. По сути, сверхзадача картины — показать путь героини от ненависти к прощению. Родителям можно простить всё?

— Если Господь способен нам всё простить, то кто мы такие, чтобы таить обиды?! Я даже не знаю такой ситуации, при которой можно произнести: нет, этого я родителям никогда не прощу. Сказав такое, ты выдаешь свою ограниченность. Способность прощать — это состояние души и сознания, которое у любого человека безусловно должно быть богатым. Носить в себе что-то не прощенное — всё равно что жить с дыркой в кармане...

Справка «Известий»

Сергей Гармаш в 1984 году окончил Школу-студию МХАТ (мастерская Ивана Тарханова) и был принят в труппу «Современника», где служит по сей день. Кинобиография актера насчитывает более 100 ролей.

Снимался у таких режиссеров, как Сергей Бодров, Валерий Тодоровский, Станислав Говорухин, Павел Лунгин, Сергей Соловьев, Никита Михалков. Народный артист России, лауреат кинопремий «Ника», «Золотой орел», «Белый слон».

 

Прямой эфир