Уроки «Валдая»: 15 лет, изменившие мир
Дискуссионный клуб «Валдай» за 15 лет своего существования стал авторитетной международной площадкой, ориентированной на открытый диалог с профессионалами в самых разных областях: политике, экономике и культуре. Главное преимущество клуба в том, что он представляет все точки зрения, порой диаметрально противоположные. Такое многообразие мнений позволяет решить самые сложные вопросы. А прогнозы, которые на заседаниях клуба традиционно делает Владимир Путин, часто оказываются точными и меняют ход мировой истории.
С момента своего создания в 2004 году дискуссионный клуб «Валдай» стал площадкой, на которой эксперты с разными взглядами стремятся выработать общее видение происходящего в мире, отметил политолог Александр Ведруссов. Однако за прошедшие 15 лет этот мир изменился буквально до неузнаваемости. Переломными стали 2007 (мюнхенская речь Владимира Путина) и 2014 годы (присоединение Крыма), подчеркнул политолог.
— В дискуссионном, полемическом плане «Валдай» всегда был в тренде, — отметил эксперт. — Из года в год президент предупреждает Запад об опасности эскалации конфликта, демонстрирует российский военный потенциал, но — в формате спокойной дискуссии. Он протягивает руку дружбы и призывает к диалогу, но упирается в глухую стену. Адресат это не воспринимает.
«Валдай» возвращает в центр внутренней повестки геополитическую проблематику, демонстрирует аудитории нацеленность руководителей страны на продолжение открытого диалога с Западом, отметил и руководитель фонда исследований ИСЭПИ Александр Пожалов.
На заседаниях клуба за годы его существования был затронут широкий круг проблем: обсуждались кризисы в Сирии, Ливии, Косово, на Украине и на Корейском полуострове, совершенствование системы ООН, реакция на санкции, а также проблемы в отношениях с США, Евросоюзом и НАТО.
Традиционным событием заседания Валдайского клуба стало выступление Владимира Путина, напомнил директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков. Наиболее актуальные вопросы развития международных отношений определяют список тем, затрагиваемых главой государства на этой площадке.
— Например, в 2013 году российский лидер говорил о сирийском кризисе и российско-украинских торговых отношениях, в 2014 году — о действиях нашей страны в условиях введения санкционных ограничений. В 2017 году он не стал затрагивать тему своего участия в президентской кампании – 2018, хотя многие эксперты считали, что формат «Валдая» является лучшим для озвучивания подобных планов. В этом году заявления главы государства также стали прямым отражением текущего состояния дел в мировой политике, — отметил эксперт.
«Валдай» из сугубо протокольного формата нулевых трансформировался в постоянную дискуссионную международную площадку, где действительно задаются тренды мировой политики, полагает директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. Именно там, например, было заявлено о стремлении России к всеобщему ядерному разоружению, там же прозвучал призыв к ратификации договора о запрещении ядерных испытаний и ликвидации химоружия.
— Многое из того, что обсуждалось, в итоге было реализовано, — подчеркнул Алексей Мартынов. — В 2004 году, после террористического акта в Беслане, Владимир Путин заявил, что мы дадим ответ террористам, и ведь мы действительно ответили. А в 2015 году он, говоря о военной операции в Сирии, сказал, что, «если драка неизбежна, бить надо первым». И мы зашли первыми, правильно сделали. Тот, кто может слышать Россию, ее услышал.
Речь Владимира Путина на «Валдае» в 2014 году, в которой он обличил авторов идеи «глобального доминирования», раскритиковал политику Запада и призвал к равноправному диалогу, по степени накала и откровенности можно сравнить с его выступлением на конференции по безопасности в Мюнхене в 2007 году, полагает политолог.
За 15 лет «Валдай» стал всемирно признанной экспертной площадкой, на которой стремятся выступить ведущие политики и профессора крупнейших мировых университетов.
Отличительной особенностью работы форума является то, что часть его дискуссий и тем носит закрытый характер, отметил Дмитрий Егорченков. Такая форма взаимодействия помогает участникам не ограничиваться декларацией своей позиции, а находить выгодное для всех сторон решение.
— Клуб расширяет направления своих исследований и дискуссионную программу — к традиционной тематике международных отношений добавляются важные темы: цифровая экономика, четвертая промышленная революция и пр. Это позволяет комплексно обсудить существующие и спрогнозировать потенциальные политические риски в многовекторном формате, — считает политолог.
Он также отметил, что изначально «Валдай» был создан как экспертная площадка, которая преследовала цель донести российскую позицию до зарубежных партнеров на строгом научно-экспертном уровне. И, уже начиная с десятого заседания, произошла смена формата: сохраняя приверженность научно-экспертному подходу, на первый план вышел его прикладной характер, подчеркнул эксперт.
Дискуссионный клуб задает ориентиры для российского экспертного сообщества и западных партнеров, полагает директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков. Стороны пытаются найти общие интересы: они обсуждают различие в подходах к понятиям стабильности и конфликта, демократии и прогресса, процессы глобализации экономики, политики и военной безопасности.
— «Валдай» дает оценку и самому экспертному сообществу. Выступления там сопряжены с высоким уровнем ответственности, и предложения, которые высказываются, впоследствии превращаются в конкретные политические решения, касающиеся не только России, но и других стран. Работа клуба показала, что это — не просто собрание экспертов, — уверен Николай Калмыков.
За годы существования клуба в его работе приняли участие более тысячи представителей международного научного и политического сообщества из 71 страны мира.