Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипаж вертолета Ка-52М уничтожил технику и живую силу ВСУ в курском приграничье
Мир
Die Welt узнала о планах европейских стран провести в США переговоры по Украине
Армия
Расчеты «Гиацинт-Б» уничтожили опорный пункт ВСУ на красноармейском направлении
Армия
Инженерные войска начали разминирование освобожденной территории в Курской области
Происшествия
В Ростовской области сообщили об отражении атаки БПЛА на регион
Мир
Делегация МИД России прибыла с визитом в Пхеньян
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации нескольких БПЛА над регионом
Мир
Трамп заявил о получении хороших новостей по урегулированию конфликта на Украине
Мир
Экс-канцлер ФРГ Меркель призвала учитывать интересы России
Армия
Военные группировки войск «Центр» за сутки ликвидировали более 495 боевиков ВСУ
Общество
В аэропорту Саратова сняли временные ограничения на прием и выпуск самолетов
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу в Москве 15 марта
Происшествия
В Белгородской области сообщили о повреждениях в результате атак БПЛА на регион
Общество
В рамках конференции в Казани приняли резолюцию по спасению снежных барсов
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении более 15 БПЛА в регионе
Мир
Полиция Британии выдвинула обвинения против российского капитана судна Solong
Происшествия
Гусев заявил о ликвидации еще по меньшей мере пяти БПЛА над Воронежской областью

Лунная дорожка: Третьяковка демонстрирует шедевры Куинджи

Масштабная ретроспектива великого пейзажиста объединила хрестоматийные полотна и малоизвестные эскизы
171
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Выделить главное
Вкл
Выкл

Вслед за ретроспективами Кабаковых и Ларионова Третьяковская галерея представила третий выставочный блокбастер сезона: «Архип Куинджи». Максимально простое название призвано подчеркнуть, что в основе здесь не кураторская концепция, а само искусство великого пейзажиста, отобранное сообразно ожиданиям широкой аудитории. Впрочем, это верно лишь отчасти.

Экспозиция, составленная исключительно из пейзажей, открывается «Березовой рощей» и завершается «Лунной ночью на Днепре» — двумя самыми узнаваемыми шедеврами художника. Но, помимо них, посетителям предстоит увидеть «совсем другого Куинджи» — новатора, экспериментатора, заглянувшего в будущее. Причем наряду с законченными произведениями Третьяковка демонстрирует предварительные штудии, обнажающие творческий процесс.

Третьяковская «Березовая роща» висит в окружении эскизов маслом (большинство — из собрания Русского музея). Сопоставляя их с финальным полотном, мы видим, как живописец искал идеальную композицию, приближая и отдаляя деревья, меняя их количество и расположение друг относительно друга, нащупывая оптимальную форму небесного проема на заднем плане... Вывод обескураживает: то, что кажется идеальным отображением реальности, на самом деле — плод фантазии. 

Даже делая зарисовки с натуры (те самые эскизы), реалист Куинджи в своих крупных полотнах всегда преображал реальность. Безупречно владея ремеслом, виртуозно передавая мельчайшие нюансы освещения — солнечного и лунного, художник зачастую сознательно нарушал законы природы. На первый взгляд, в двух северных пейзажах 1870-х годов — «На острове Валааме» и «На Валааме» — нет ничего необычного. Но внимательный зритель заметит, что на заднем плане — глубокие сумерки, тогда как передний освещен достаточно хорошо. Это «нездешнее» свечение рождает иное, метафизическое звучание.

Та же метафизика — и в «Лунной ночи на Днепре». Хрестоматийная вещь из Русского музея висит в окружении трех авторских повторений (из Третьяковки, Белорусской и Симферопольской государственных картинных галерей) и трех эскизов, наглядно демонстрирующих, что было для автора главным: сопоставление двух цветов и передача эффекта сияющей в ночи водной глади. Один из набросков — «Лунный свет на воде» — вне контекста и вовсе может показаться супрематическим экспериментом XX века: черное поле рассечено зеленым прямоугольником с затухающими краями.

— Мы пытались создать новый, современный образ художника. И то, что мы увидели в процессе подготовки выставки, для нас самих было откровением, — призналась генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. — Думаю, мы теперь изменим представление Куинджи в постоянной экспозиции.

Впрочем, никто не мешает просто наслаждаться красивыми пейзажами и воспринимать творчество Куинджи непосредственно. Для этого выставка подходит ничуть не меньше, создавая практически эффект 3D. В первом зале происходит погружение в царство зелени — со всех сторон зрителя окружают изображения деревьев, травы, листьев, играющих с лучами солнечного света; во втором разделе экспозиции дух захватывает от бескрайних морских и горных просторов. Наконец, последний зал раскрывает «Тайну ночи» (таково кураторское название).

Казалось бы, что может быть проще и очевиднее? Смена времени суток, русская природа… Но, как выясняется, зрители XXI века, избалованные превосходными фотографиями и видеороликами, хотят пройти этот нехитрый путь вместе с художником века позапрошлого. Очереди у Третьяковки уже стоят. И у нового проекта есть все шансы побить пресловутый успех выставки Серова. Автор «Девочки с персиками» показал нам мимолетное — человеческие эмоции, которых живут только миг. Куинджи рассказал о вечном.

 

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением