Без матрешек: Каннам предъявили свежий взгляд на Москву
Сегодня в Каннах завершается очередной MIPCOM — крупнейший в мире рынок телевизионного и цифрового контента. Едва ли не впервые он открылся российской премьерой: в большом зале Дворца фестивалей была показана первая серия проекта «Триггер», снятого для Первого канала. Режиссер — Дмитрий Тюрин («Жажда», «Рубеж»), автор сценария — очень востребованный сейчас Андрей Золотарев.
Герой сериала — талантливый психотерапевт Артем (Максим Матвеев) отсидел за убийство, которого не совершал, вышел на свободу, поселился в любезно предоставленном старинным приятелем офисе, возобновил практику и постарался наладить отношения с бывшей женой Дашей (Светлана Иванова). Это, впрочем, ему не удалось — как, по всей видимости, не удается многое в частной жизни. Блестящий профессионал, во всем, что касается отношений с собственными демонами, Артем бессилен. Зато чужих гоняет нещадно, поскольку занимается не традиционной, а провокативной психотерапией, и метод провокаций и манипуляций давно уже стал для него излюбленным не только в работе.
В Каннах «Триггер» прошел очень успешно, зрители говорили, что это совершенно непривычная Москва и непривычные лица — неотличимые от европейских. Зато показанный буквально на следующий день шведский сериал «Московский нуар» предъявил все штампы «привычной» Москвы: балалайки в ресторанах и жесткий неконтролируемый криминал.
«Триггер» представляли в Каннах продюсер Александр Цекало, автор идеи и креативный продюсер Александра Ремезова, Максим Матвеев и исполнительница одной из центральных женских ролей Виктория Маслова. По словам Цекало, сегодня важно быть global, международным, уметь создавать продукт, который будет пользоваться спросом не только внутри страны. Сериал «Троцкий», премьера которого состоялась в Каннах на MIPCOM в 2017-м, уже приобретен платформой Netflix, кроме того, в США продано пять форматов (то есть сериалов, по которым будет сделана англоязычная адаптация). Это «Мажор», «Спарта», а также еще три проекта, пока не показанных на родине.
Еще одна заметная российская премьера в Каннах — сериал «Обычная женщина» режиссера Бориса Хлебникова с Анной Михалковой в роли матери семейства, ведущей двойную жизнь. В мае на проходившем во Франции фестивале «Сериал Мания» Михалкова получила за эту роль приз как лучшая актриса. По словам продюсера сериала Валерия Федоровича, международный успех «Обычной женщины» оказался для авторов неожиданностью.
Сам Борис Хлебников формулирует тему сериала так: «Женщина за 40 совершает подвиг ради семьи, который в семье оказывается никому не нужным», и с его точки зрения это чисто российская история. Ведь «в мире женщина берет все в свои руки, когда умирает муж или случается какой-то другой кардинальный сдвиг. В России не нужен такой поворотный момент». Тем не менее история сильной женщины, слабого мужчины (в роли мужа — Евгений Гришковец), их отношений и ее опасного подпольного бизнеса оказалась интересной международной аудитории. Видимо, еще и потому, что попала в настроения «женского» года, которым невольно стал 2018-й.
В этом году в Канны виртуально вернулась и необычная женщина — балерина Матильда Кшесинская. Впервые представленный именно здесь несколько лет назад сериал «Матильда» Алексея Учителя вновь на рынке. Между тем имевший непростую судьбу на родине фильм «Матильда» уже вышел в ряде европейских стран, а в декабре стартует в Японии.
Традиционно сильное представительство в Каннах у российской анимации. Ей была посвящена отдельная, собравшая большое количество покупателей, презентация Made in Russia, которую зажигательно провела представитель МИПа в России Александра Модестова. Она отобрала проекты, маркированные как будущие анимационные хиты. Особое внимание обратили на себя несколько названий. Это «Царевны» — совместное производство компании СТВ, студии «Мельница» и канала СТС: история пяти маленьких девочек, с детства знакомых нам принцесс из русских сказок, которые попадают в школу волшебства, где, помимо магии, им придется освоить и уроки нормального человеческого общения.
Еще один мультфильм — «Бука» — рассказывает о встрече принцессы и лесного монстра, также комбинируя сюжет, способный увлечь самых маленьких зрителей, и философский посыл, интересный взрослым.
Многие не только анимационные, но и игровые сериальные проекты, а также игровое кино представлены на MIPCOM на объединенном стенде Made in Russia, созданном при участии российского Экспортного центра. По словам старшего вице-президента центра Никиты Гусакова, сейчас правительство ставит задачу поддерживать продукцию, которая может пользоваться успехом за рубежом. «С тракторами, конечно, проще, чем с креативными технологиями, — признается Гусаков, — но процесс идет».